НСФ-2

АвторСообщение
Felix
администратор




Церковь: РПСЦ (непоминающая)
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.09.09 21:23. Заголовок: РПЦ против инакомыслящих


[quote] Борьба с инакомыслием в истории Русской православной церкви

На протяжении многих веков своей истории Русская православная церковь играла в большинстве случаев (за исключением некоторых исторических периодов) определяющую роль в формировании мировоззрения и государственной идеологии в России и в отдельные периоды — на территории современной Украины и Белоруссии. При этом она вела идеологическую борьбу с религиозным инакомыслием [1], альтернативными идеологиями и мировоззрениями, используя не только методы словесного убеждения (как в печатной, так и в устной форме), но и принуждение и преследование, вплоть до пыток и смертной казни.
В настоящей статье приведён обзор действий и высказываний как органов иерархического церковного управления (соборы, синодальные учреждения), так и отдельных иерархов, рядовых клириков и организаций, непосредственным образом связанных с Русской православной церковью.
Под борьбой с инакомыслием, вслед за П.С.Шаблей[2], здесь понимается "неприятие, унижение, дискриминация, преследование и уничтожение" идей и их носителей, относящихся к социальному классу, религиозной общине, политической организации, науке, в которых власть видит угрозу.

Приняв крещение, князь Владимир Святославович отдал указ: всему некрещёному населению Киева выйти на следующий день на берег реки Почайны для свершения обряда крещения:

Если кто не придёт завтра на реку — будь то богатый или бедный, или нищий или раб, — будет мне врагом. Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре».[3].

Так на следующий день состоялось массовое крещение киевлян-язычников.[4]
Киевский митрополит Иларион признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению:

…никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью.[5].

Те, кто не пожелал расставаться с прежними верованиями, бежали в пустыни и леса.[4] Живя в неудобных для поселений местах, испытывая всевозможные лишения и трудности, язычники совершали ограбления христианских священнослужителей (иногда доходило до убийств), а также людей, изменивших древним народным верованиям и принявшим крещение.[6] Советские церковные историки О. М. Рапов, Е. К. Дулуман и Е. Ф. Глушак[7] утверждают, что именно этих разбойников, упомянутых в «Повести временных лет», требовали казнить епископы.[8] Князь Владимир, как утверждает летописец, вначале отказывался применять казнь[9], но епископы потребовали от него применения к язычникам-разбойникам самых жестоких мер:

Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милость.[10]

«Владимир же отверг виры и начал казнить разбойников».[10]
Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений языческих богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг и духовенства, преследованием и уничтожением волхвов и ведунов, разрушением культовых сооружений (идолов, капищ), жестокими расправами над теми, кто не хотел креститься, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы.[11][12]
Святой Макарий писал:

когда мы приняли от святого велико князя Владимира святое крещение: во всей Русской земле скверные мольбища идольские разорены тогда.[13]

В Киеве кумира Перуна привязали к конскому хвосту, сволокли со Старокиевской горы и бросили в приток Днепра Почайну. По пути кумира били массивными палками специально приставленные двенадцать «мужей». Бросив в воду, кумира сопроводили за Днепровские пороги, нигде не позволяя ему прибиться к берегу. Видя поругание над своим богом, собравшиеся язычники плакали.[14] На месте, где стоял идол Перуна была воздвигнута церковь Василия, посвящённая Василию Великому.[11]
В Новгороде произошли подобные события. Как сообщает известный историк церкви, обер-прокурор Святейшего Синода А. В. Карташёв, по указу князя Владимира крестить Новгород отправился Иоаким Корсунянин (впоследствии первый епископ Новгородский). Карташёв приводит сведения из летописей:

пришёл в Новгород епископ Иоаким и требища разрушил и Перуна посёк.[15]

И приказал Иоаким стащить и бросить Перуна в реку Волхов. «Для развенчания кумира в глазах толпы, над идолом издевались. Обвязав его верёвками, волокли „по калу“, били палками и пихали. В это время вошёл в Перуна бес и начал кричать: „о горе, ох мне, достался я немилостивым сим рукам!…“»[15]. Иоаким приказал, чтобы Перуна никто не спасал, а толкали бы его всё дальше и дальше.
Профессор А. В. Карташёв отмечает, что

первой вступительной задачей новоустроенной на Руси церкви состояла в том, чтобы водворить в языческой душе русского человека новую христианскую веру.<...> С течением времени под влиянием настойчивых преследований духовенства, суду которого подлежали преступления против христианской веры, и бесхитростной проповеди о том, что боги языческие это злые демоны, — отчётливая вера в старые божества померкла в сознании народном.[16]

В 1032 и 1076 годах во Владимиро-Суздальской Руси вспыхивали массовые народные восстаниям против насаждения новой религии со стороны правящей верхушки («старой чади»).[17] Если в начале XI века Ярослав Мудрый осторожно обращался и с языческим населением области и жречеством, то в 1032 году он беспощадно расправился с предводителями восставших.[17]

В 1071 году, согласно «Повести временных лет», в Новгороде появился волхв и принялся хулить христианскую веру и обещать совершение чудес.

И была смута в городе, и все поверили ему и хотели погубить епископа. Епископ же взял крест в руки и надел облачение и сказал: «Кто хочет верить волхву, пусть идёт за ним, кто же верует Богу, пусть по кресту идёт». И разделились люди надвое: князь Глеб и дружина его пошли и стали около епископа, а люди все пошли к волхву. И началась смута великая между ними. Глеб же взял топор под плащ, подошёл к волхву<...> вынув топор, разрубил волхва, и пал он мёртв, и люди разошлись.[18]

По Архангельскому изводу Оленинской редакции Церковного Устава князя Владимира (составлен в конце X — начале XI веков), «зелье» (то есть врачевание травами) было преступлением, находившимся в юрисдикции церковного суда.[19] Врачевание рассматривалось как одна из форм чародейства; чародеев, по данному Уставу, полагалось сжигать, однако о применении такой меры до XV века известно мало. Первый засвидетельствованный случай относится к 1204 году (сожжение «лихих баб»).[20]

Христиане отрицательно относились к сложившемуся народному творчеству язычников. Нестор Летописец называет трубы и гусли «дьявольскими лестьми». Описывая нравы некоторых славянских племён, Нестор отмечает, что они «схожахуся на игрище, на плясанье и бесовская игрища». Проповедник и писатель XII века святой Кирилл Туровский называл музыкальные инструменты «сопелями сотонинскими». Аналогичными эпитетами называют «игрища» и другие литературные памятники[21].
Духовенство негативно относилось к скоморохам. В своих выступлениях скоморохи иногда выражали недовольство народа существующими порядками, обличая при этом священников. Священники отвечали скоморохам постоянными нападками и преследованиями.[22] Так, в «Домострое» — сборнике XVI века, состоявшем из правил преимущественно семейно-бытового поведения, к «богомерзким делам» отнесены: «песни бесовские, плясание, скакание, гудение, трубы, бубны, сопели…»[23].
Православная церковь под угрозой отлучения от церкви запрещала игру в шахматы, что было официально закреплено в кормчей книге 1262 года и подтверждено в 1551 году Стоглавым собором[24]. Стоглавый собор предписывал церкви отвращать людей от шахмат.[25] «Домострой» упоминает игру в шахматы как «бесовский» и «поганьский» обычай[26]. Преп. Варсонофий Оптинский говорил о появившемся в России футболе следующее: «Не играйте в эту игру и не ходите смотреть на неё, потому что эта игра введена диаволом и последствия её будут очень плохие».[27]

В 1227 году в Новгороде православные связывают и бросают в огонь четырёх волхвов.[28]
Приблизительно в тоже время в ереси и чтении запретных книг был обвинён монах Авраамий, которого духовенство потребовало казнить. Было предложено «пригвоздить к стене и поджечь» и утопить. В житии Авраамия указывается на тех, кто требовал его казни:

попы, игумены, и священники, если бы могли, съели бы его живьём», «бесчинно попы, а также игумены ревели на него, как волы; князья и бояре не нашли за ним никакой вины, проверивши всё и убедившись, что нет никакой неправды, но все лгут на него.[29]

Авраамий был оправдан и канонизирован за своё подвижничество в 1549 году.
Согласно «Кормчей книге» (сборнику церковных и светских законов, 1284 год):

Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь.[30]

В летописи 1438 года упоминаются «Святые правила святых апостолов» (имеется в виду 63-е правило Третьего Константинопольского собора, которое указывает сжигать «повести о мучениках, врагами истины лживо составленные»), согласно которым «огнём зжещи или живого в землю засыпати» за ересь (другой вариант: «Святые правила божественного закона святых апостолов повелевают такового церкви развратника огнём сжечь или живого в землю загрести»).[31]

Стригольники
Казнь стригольников в Новгороде в 1375 году. Миниатюра Никоновской лицевой летописи, XVI век
Во второй половине XIV веке в Новгороде возникло движение стригольников. Стригольники выступали против епископов, отрицали некоторые догматы и обряды.
Духовенство назвало новую ересь «прямой затеей сатаны», её участников — «злокозненными хулителями церкви», «развратителями христианской веры». В 1375 году по настоянию новгородских епископов, руководителей ереси утопили в реке Волхов. Затем стали вылавливать и казнить остальных участников движения в Новгороде и Пскове. Убийство еретиков одобрил и московский митрополит Фотий. В посланиях 1416-1425 годах, выражая благодарность псковичам за расправу над еретиками, он советовал им применять все средства уничтожения, однако без пролития крови, во имя «спасения души» казнённых. В результате многие стригольники были казнены[32][33].

Жидовствующие
В конце XV — начале XVI века преследовалась ересь жидовствующих. «Конец влияния жидовствующих совпал с церковным собором 1504 года, постановившим предать „жидовствующих“ расправе. Практически все значимые проповедники из числа „жидовствующих“ сложили головы на плахе; казни предварялись пыточными дознаниями и вырыванием языков. В Новгороде сожгли архимандрита Кассиана и Некраса Рукавого, остальных отправили в заточение по тюрьмам и монастырям. Всех еретиков предали церковному проклятию „со всеми их поборниками и соумышленниками“»[34].
В 1490 году на Соборе еретиков отлучили от Церкви и прокляли, а архиепископ Геннадий Новгородский

повелел посадить их на коней, на вьючные сёдла, спиной к голове коня, чтобы смотрели они на запад, в уготованный для них огонь, одежду же их повелел надеть задом наперёд, а на головы повелел надеть им заострённые берестяные шлемы, будто бесовские; еловцыя на шлемах были из мочала, венцы — из соломы вперемешку с сеном, на шлеме была надпись чернилами: «Вот сатанинское войско». И приказал архиепископ водить их по городу, и всем встречным приказал плевать в них и говорить: Это враги Божии и хулители христиан. После же повелел сжечь шлемы, бывшие у них на головах. Так поступил этот добрый пастырь, чтобы устрашить нечестивых и безбожных еретиков — и не только их устрашить, но и всем показать зрелище, исполненное ужаса и страха, чтобы видевшие его укрепились в правой вере.[35][36]

В 1504 году одним из обличавших «ересь жидовствующих» был игумен Иосиф Волоцкий. Летописец перечисляет по именам восемь сожжённых еретиков, но добавляет «и иных многих еретиков сожгоша».[37] В своём «Сказании о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих» игумен Иосиф выступает против еретиков и обличает тайного поклонника ереси митрополита Зосиму:

После посечения и растерзания этих стремившихся ко аду псов, сыновей погибели, вскормленных ядом жидовства, ещё оставался великий поборник дьявола, головня содомского огня, змей многотысячеголовый, пища для геенского огня, новый Арий, худший, чем Манес, первенец сатаны, гнуснейший злодей Зосима — он, как уже было ранее сказано, был посажен на святой престол. <...> Гнусный идолопоклонственный волк, облачившийся в пастырскую одежду, напоял ядом жидовства встречавшихся ему простолюдинов, других же этот змей погибельный осквернял содомским развратом. Объедаясь и упиваясь, он жил как свинья и всячески бесчестил непорочную христианскую веру, внося в неё повреждения и соблазны[35].

Как отмечает профессор А. В. Карташёв, для митрополита Зосимы всё обошлось только удалением с кафедры[38].

В конце 1504 года в Москве по инициативе митрополита Симона и Иосифа Волоцкого состоялся церковный собор для суда над еретиками. Иосиф к тому времени написал противоеретическое сочинение — «Просветитель». Собор с согласия великого князя приговорил еретиков к смертной казни. В специально построенную клетку заключили Ивана-Волка Курицына, Дмитрия Коноплёва и Ивана Максимова и сожгли их вместе с клеткой на льду Москвы-реки[39][34].

В Московском государстве XVI—XVII веков
В XVI—XVII веках наказания преступников были ужесточены, в том числе через решение церковного суда.
Основное количество процессов против ведьм и знахарей пришлось именно на эти века. Особенно часто казнь ведьм и знахарей практиковалась в XVII веке. Последний известный случай — сожжение Марфушки Яковлевой, обвинённой в наведении порчи на царя Фёдора Алексеевича.[20]
Преследовалось в государственном порядке скоморошество: представления скоморохов воспринимались как бесовские. Согласно грамоте царя Алексея Михайловича от 1649 года, посланной приказчику Верхотурского уезда в Сибири, «а где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, тебе б то всё велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь» [40]. По свидетельству Адама Олеария, «около 1649 года все „гудебные сосуды“ были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены» [40].
Во второй половине XVII — начале XVIII уголовный характер носило преследование старообрядцев, отделившихся от Церкви в результате раскола после реформ патриарха Никона.
Вплоть до XVIII века по российскому законодательству «отступление от православия» каралось «вечным заточением» в земляной тюрьме.[41]
Еретиков казнил и царь Иван Грозный. Иностранец Пётр Петрей в записках начала XVII века писал о царе: «Как ни был он жесток и неистов, однако ж не преследовал и не ненавидел за веру никого, кроме жидов, которые не хотели креститься и исповедовать Христа: их он либо сжигал живых, либо вешал и бросал в воду».[42]
Как писал А. Н. Афанасьев:

Повесть о волховании, написанная для Ивана Грозного, доказывает необходимость строгих наказаний для чародеев, и в пример выставляет царя, который вместе с епископом «написати книги повеле и утверди, и проклят чародеяние, и в весех заповеда таких огнём пожечи».[43][44]


Патриарх Московский Иов
В 1569 году плотники Неупокой, Данила и Михаил были сожжены за употребление в пищу запрещённой церковными правилами телятины, а в августе 1575 года сожжено 15 ведьм в Новгороде («а сказывают ведуньи»).[45]
Наказания в виде сожжения заживо в срубе за «богохульство» стало обычным при Патриархе Иове (1589—1605), который сам в одном из своих сочинений одобрял казнь языческих жрецов[46]. Английский посланник Флетчер, проживший в Москве полгода, стал свидетелем одной из казней:

…муж и жена… были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя священники и монахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые еретики.[47]

В 1590-1591 годах по приказу царя Федора Иоанновича были сожжены колдуны в Астрахани.[48] Патриарх Иов писал царю:

О великий государь, боговенчанный царь и великий князь Федор Иванович Всея Руси! Во-истинну еси ты равен явися православному первому в благочестии просиявшему царю Константину и прародителю своему великому князю Владимиру, просветившему Русскую землю святым крещением: они же убо каждый в своё время идолы поправше и благочестие восприяша; ты же ныне великий самодержец и истинный рачитель благочестия, не единых идолов сокрушая, но и служащих им до конца истребляя.[49]

Следующим царём при патриаршестве Иова стал Борис Годунов (годы правления 1598—апрель 1605). В январе 1605 года в грамоте московского правительства указывалось, что «Люди, которые в государстве за их богомерзкие дела приговорены на сожжение, а другие к ссылке, бежали в Литовскую землю за рубеж и злые плевелы еретические сеяли». В том же 1605 году был сожжён некий Смирный за то, что «покинул веру христианскую да обусурманился».[50] Согласно летописи

…бусурмана Смирного сведал, что он убусурманился, повелел ему дать разные муки, а напоследок же его окаянного велел обдать нефтью и повелел зажечь

Патриарх Никон
Следующим московским Патриархом, требовавшим в 1623 году от царя Михаила Федоровича (годы правления 1613—1645) сожжения еретиков за «великие духовные дела», был Филарет (отец царя). В ответ на требование Патриарха Филарета казнить еретиков «до конца» (сжечь), царь отказался вынести решение, пока Филарет не сообщит ему «каким людям, и за какие было вины довелося наказанье до конца учинити и огнём жечь, и что их большие вины».[52] Дальнейшие события этого дела не известны.
В 1649 году на Земском соборе был принят свод законов Русского государства — «Соборное уложение 1649 года», согласно которому на законодательном уровне предполагалась казнь за ересь, иноверие, богохульство и т. п.

Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь.[53]

«Уложение» было подписано всеми участниками Собора, в том числе Освящённым собором — высшим духовенством. Среди подписавших был и архимандрит Никон, через несколько лет ставший патриархом.[54]

Сожжение старообрядца Павла, епископа Коломенского, 1656 год (миниатюра XIX века)
В дальнейшем казни еретиков происходили уже государственными властями, но по указу духовенства. «Когда нужно было кого-то пытать духовное начальство посылало обвиняемого к светскому начальству».[55]
Следующими событиями, приведшими к массовым казням, стали церковная реформа Патриарха Никона (1650—1660), а также церковный Собор (1666), на котором староверов и всех не покоряющихся церкви предали анафеме и объявили достойными «телесной» казни.
В 1666 году был схвачен и сожжён старовер-проповедник Вавила. Современник старец Серапион писал по этому поводу: «богомерзкий чернец Вавилко сожжён за свою глупость»[56].
В 1671 году в Печенгском монастыре был сожжён старообрядец Иван Красулин.[57]
В 1671 — 1672 годах в Москве сожжены старообрядцы Авраамий, Исайя, Семёнов.[57][58][59]
В 1676 году было приказано «сжечь в срубе с кореньем и с травы» Панко и Аноску Ломоносовых за колдовство с помощью кореньев.[60] В том же году сожгли старообрядца инока Филиппа[61], а в следующем, в Черкасске — попа-старообрядца.[58]

Патриарх Иоаким
В 1681 году церковный Собор во главе с патриархом Иоакимом (1674—1690) обратился к царю с просьбой:

Просим и молим соборно Великого князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, которые развратники и отступники, по многом церковном учении и наказании и по нашем архиерейском прошении их обращению истинного покаяния явятся противны, святой церкви непокорны, и таких противников бы указал Великий Государь Царь и Великий князь Фёдор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, отсылать ко градскому же суду и по своему Государеву рассмотрению, кто чего достоин, указ чинить. [62]

Вскоре после этого 14 апреля 1682 года были сожжены стараобрядцы протопоп Аввакум и три его товарища по заключению: Феодор, Епифаний и Лазарь. Кроме того, в сочинениях Аввакума сохранились сведения о сожжении ещё около ста староверов.[59]
22 октября 1683 года светские власти приговорили к сожжению старообрядца Варлаама.[63] В 1684 году царевна Софья Алексеевна подписала указ «…о наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы», если «…с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут…» «…по троекратному у казни вопросу, будет не покорится, сжечь».[64] В этом же году был сожжён старообрядческий проповедник Андроник («Того черньца Андроника за ево против святаго и животворящаго креста Христова и Церкви Ево святой противность казнить, зжечь»).[65]
Иностранцы свидетельствовали, что на Пасху 1685 года по указанию патриарха Иоакима сожгли в срубах около девяноста раскольников.[66]

Казни соловецких иноков-старообрядцев (1676). По старинной старообрядческой иконе
В. Татищев (1686—1750), русский историк и государственный деятель, писал в 1733 году:

Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали.[67]

Патриарх Иоаким умер в 1690 году. В своём «Духовном завещании» он, в частности, указывал казнить иноверцев-миссионеров:

…да повелевают царским указом: отнюдь бы иноверцы придя сюда в царство благочестивое вер своих не проповедовали, и в укоризну о вере не разговаривали ни с кем, и обычаев своих иностранных и по своим их ересям на прелесть христианам бы не выносили. И сиё бы запретить им под казнью накрепко.[68]

Однако после смерти Патриарха Иокима сожжения, до того случавшиеся регулярно, надолго прекратились.[59]
[править] В Российской империи XVIII—XX веков
Согласно «Большой советской энциклопедии»

Православная церковь была одним из важнейших институтов государства. Являясь крупным собственником и эксплуататором, она верно служила господствующим классам царской России. Духовенство внушало трудящимся мысль о «богоустановленности» царской власти, помогало самодержавию подавлять крестьянские восстания, выступления дворянских революционеров, движение разночинцев, активно противодействовало революционной борьбе пролетариата. Во всех трёх русских революциях русская П. ц. находилась в стане антинародных сил [69].

Вплоть до 1917 года в законодательстве Российской империи имелись нормы, по которым существенно ограничивалась свобода слова и вероисповедания. Выступление против православной церкви считалось кощунством и наказывалось тюрьмой или ссылкой в каторжные работы. Также ссылкой или каторгой наказывался переход из православия и неправославная религиозная пропаганда [70]. В соответствии с уголовным законодательством 1845 года вероотступничество каралось лишением всех прав, заключением в крепость, ссылкой в Сибирь или на Кавказ[71]. Свободно проповедовать и распространять своё учение было разрешено только православию[72]
В Сибири была широко распространена практика насильственного крещения в православие.[73][74][75]
Преследования по религиозным мотивам в XIX веке имели массовый характер. Так, с 1842 по 1852 год за «религиозные преступления» было привлечено к суду около 40 тыс. человек.[76]
С конца XVI века [77] и до начала XX века Православной церковью уничтожались святилища коренных народностей Сибири (ненцев, эскимосов,[78] бурят).[79]

Местоблюститель Стефан Яворский
В 1702 году за колдовство и богоотступничество сожгли монаха Саввино-Сторожевского монастыря Дионисия.[80] Как сообщает В. Богомяков, доктор философских наук, профессор,

В следственных материалах по делу Дионисия Грека читаем: «По тем письмам Отца и Сына и Святаго Духа отрицался и крест под пятою носил и призывал в помощь Сатану и бесов, да те письма над питьём чол и для блудного дела девкам пить давал и сам пил». Всему этому безобразию Дионисия Грека научил Дионисий Кобыла. Чтобы убедиться в действенности колдовства, они пошли к бобылю Семёну Чёрному с намереньем склонить к блуду двух его дочерей, напоив их наговоренным вином. Девки со старцами «блудно дело творить не пожелали». Раздосадованный Дионисий Грек даже «бранил матерны» Дионисия Кобылу, «что он по тем письмам имя Божие хулит и Диавола призывает, но по тому его призыву ничего не делаетца». А Дионисий Кобыла оправдывался и приводил примеры, когда заговор сработал и девки на блуд согласились.[81]

29 ноября 1714 года в Москве на Красной площади в срубе сожгли еретика Фёдора Иванова, изрубившего икону. Приговор подписали представители светской власти (члены московской Сенатской канцелярии Я. Ф. Долгоруков и Салтыков). Но основную роль сыграл Освящённый церковный собор во главе с местоблюстителем патритаршего престола Стефаном Яворским. 24 октября 1714 года церковный Собор отлучил Фёдора Иванова от церкви, предал проклятию и выдал для казни градскому суду.[82]
В 1721 году за богохульство по императорскому указу был сожжён дьякон Василий Ефимов, устроивший поддельное чудо, чтобы «были к поданию на устроение церковное преклонны». Священный Синод зачем-то настоял, чтобы сожгли и его уцелевшие после первой казни кости.[83]
В 1738 году в Петербурге за переход из православия в иудаизм был сожжён дворянин А. Возницын. Также был сожжён еврей Борох Лейбов, склонивший его к переходу в иудаизм.[84] В соответствии с законами Российской империи они были осуждены гражданским судом, приговор был утверждён императрицей Анной Иоанновной, так как вопросы добровольного выхода из православия ведению церкви не подлежали. Указания на какие-либо действия или даже высказывания структур Русской православной церкви или отдельных священнослужителей в документах об их осуждении и казни отсутствуют. [85] Святейший Синод принял решение о разрушении построенной Лейбовым синагоги и сожжении священных иудейских книг.[86]
В 1782 году, Екатерина II, дав ряд послаблений «сектантам» и «раскольникам», подтвердила запрещение «начинать и возобновлять споры против Православия» [87]. Александр I частично ограничил преследование старообрядцев, однако его преемник, Николай I, отменил значительную часть «послаблений», повелев усилить полицейский надзор за раскольниками и закрыть существующие молитвенные дома[88].
Отношение к сфере науки и просвещения
Согласно «Большой советской энциклопедии» Русская православная церковь

... тормозила социальный, научно-технический и культурный прогресс: противилась отмене в России крепостного права, выступала за сохранение телесных наказаний, осуждала стремление женщин к равноправию, всячески мешала распространению знаний в массах, преследовала передовых учёных и деятелей культуры, стремилась дискредитировать в глазах трудящихся идеи научного социализма [69].

Так по поводу общественного подъёма начала 60-х IX века св. Филарет (Дроздов) писал:

Тысячу лет, прожила Россия, возросла, укрепилась, распространилась, значительно образовалась и благоустроилась при весьма ограниченной грамотности народа: была ли бы в том беда, если бы решились сделать её всю грамотною не вдруг, в пять или десять лет, а постепенно, в пятьдесят или сто? [89]

В 1901 году харьковский епископ Амвросий писал, что развитие науки приводит к росту неверия, учёных же он называл «опаснейшими врагами церкви»[90]. Епископ Иннокентий призывал отказаться от научного мировоззрения и вернуться к вере.[90] В 1905 году московский епископ Никон обвинял московских профессоров в том, что они погубили юношество и вовлекли его в революцию.[91]
Астрономия

Михаил Васильевич Ломоносов
Критике подвергалась концепция о множестве миров и гелиоцентрическая система мира.
В 1740 году, по инициативе М. Ломоносова, была издана книга Фонтенеля «Разговор о множестве миров». Священный синод признал книгу «противной вере и нравственности», книгу изъяли и уничтожили.[92] Священнослужители тогда спрашивали:[93]

Если бы планета Марс имела обитателей, то кто бы их крестил?

Книгу, по их мнению, следовало «везде отобрать и прислать в Синод», а Академии наук запретить печатать, «как о множестве миров, так и о всём другом, вере святой противном».[93]
В 1756 году Московский университет хотел издать поэму Александра Поупа «Опыт о человеке», переведённую учеником Ломоносова под руководством последнего.[94] В этой книге автор выступал против средневековых научных взглядов о строении вселенной, что вызвало резкие нападки духовных цензоров, которые нашли в книге «зловредные идеи Коперника о множестве миров, противные Священному писанию», и книга была запрещена. «Исправлять» книгу взялся московский митрополит Амвросий, который переделал поэму Поупа, заменив стихи, в которых говорилось о множестве миров и коперниковской системе, своими стихами. В таком искажённом виде книга и была издана в 1757 году.[95]

Камиль Фламмарион
В 1757 году Синод потребовал «приостановить» научную деятельность Ломоносова, призвавшего «особливо не ругать наук в проповедях»[96], придать сожжению его произведения, и отослать Ломоносова в Синод «для увещан ...

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 112 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]


Dude
и.о.




Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.10.09 11:51. Заголовок: я имел в виду необхо..


я имел в виду необходимость "соборнего благословения" нопоставляемого наставника несколькими действующими наставниками (по-моему, речь шла о числе не меньшем трёх) - это правило действует только в прибалтике?

Спасибо: 0 
Профиль
Владимиръ



ссылка на сообщение  Отправлено: 05.10.09 12:18. Заголовок: Felix пишет: Наприм..


Felix пишет:

 цитата:
Например, если у меня собрались, то я наливаю и благодарю, а завтра у вас соберемся, вы будите благодарить


Интересная мысль...

Спасибо: 0 
ИВС
член редакционной коллегии НСФ


ссылка на сообщение  Отправлено: 05.10.09 13:41. Заголовок: Dude пишет: необход..


Dude пишет:

 цитата:
необходимость "соборнего благословения" нопоставляемого наставника несколькими действующими наставниками (по-моему, речь шла о числе не меньшем трёх) - это правило действует только в прибалтике?

В России это правило не более чем рекомендация.

Спасибо: 0 
Профиль
Felix
администратор




Церковь: РПСЦ (непоминающая)
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.10.09 17:48. Заголовок: Владимиръ пишет: Ин..


Владимиръ пишет:

 цитата:
Интересная мысль...


Это надо понимать духовно.

Спасибо: 0 
Профиль
evgeniy
член редакционной коллегии НСФ


Церковь: без абвиатуры
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.10.09 22:56. Заголовок: Felix пишет: Систем..


Felix пишет:

 цитата:
Системы бывают разные: простые и сложные, открытые и закрытые, устойчивые и неустойчивые, и так далее и тому подобное, так что не стоит упрощать.


на эту тему анекдот:
преподаватель - студентам: практика - это когда всё работает, но ничего не понятно, теория - это когда всё понятно, но ничего не работает, и бывает ещё совмещение теории и практики, это когда ничего не работает и ничего не понятно...

Спасибо: 0 
Профиль
Владимиръ



ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.09 11:04. Заголовок: "О МЕТОДАХ БОРЬБ..


"О МЕТОДАХ БОРЬБЫ ГУНДЯЕВА С ИНАКОМЫСЛЯЩИМИ..."

Вот уже скоро год, как Кирилл Гундяев стал предстоятелем РПЦ МП. Некоторые легковерные и легкомысленные люди считают, что зря-де порочили его во время «предвыборной кампании», ведь он на деле оказался «таким хорошим»: и укрепил связь с Украиной, и едва там мучеником не стал, а уж великим проповедником – так точно, и добился преподавания религиозной культуры в школе… А некоторые экзальтированные поклонники Гундяева, вроде Кирилла Фролова, уже и победу празднуют над «миссиофобами» – теми, кто не согласен, что проповедовать Православие можно и на мотоциклах, и на непотребных мероприятиях, и с «помощью» еретиков.

Но это все – пена на поверхности церковной жизни. А в глубине происходят события весьма неприглядные. В частности, Кирилл Гундяев продолжает по епархиям РПЦ МП выявлять противников ереси экуменизма, с которой он связал свою судьбу, и что называется «зачищает» их. При этом не брезгует он и откровенными провокациями. Как говорится в известной иезуитской поговорке, все средства хороши…

В одном благочинии Московской епархии РПЦ МП произошел такой случай. Благочинный, собрав на совет отцов, сказал: «Патриарх Кирилл нарушает каноны и учение святых Отцов. Нам надо совместно выступить и обличить его нечестие». И предложил священнослужителям поставить свои подписи под письмом-обращением, в котором порицалась экуменическая деятельность Патриарха и его соратников-никодимовцев. Затем письмо это было направлено по соответствующему адресу.

Спустя некоторое время, благочинного вызвали в епархиальное управление. Можно было ожидать, что его лишат сана или подвергнут еще каким-либо прещениям. Но не тут-то было. С него все сошло, как с гуся вода. Сделали отцу благочинному «выговор» и… оставили на своем месте, в покое и довольствии. А вот тех ревностных священников, которые не побоялись поставить свои подписи под провокационным письмом, запретили в служении и вывели за штат.

Такая неадекватная реакция епархиального управления и несоразмерное наказание за, казалось бы, одну и ту же «вину» благочинного и тех, кто выступил против экуменистов (вроде бы, заодно с самим благочиннвым), говорит о том, что благочинный выполнял тайное задание своего начальства – выявить потенциальных противников господствующей ныне в РПЦ МП ереси. Таковы реалии закулисной борьбы Кирилла Гундяева против Православия и его исповедников внутри Московской Патриархии.

По материалам Rusfront.Ru


Спасибо: 0 
Dude
и.о.




Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.09 13:27. Заголовок: а нам-то что с того ..


а нам-то что с того - есть ли у еретиков дополнительные ереси или нет?

Спасибо: 0 
Профиль
Владимиръ



ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.09 13:55. Заголовок: А как тема называетс..


А как тема называется? Обращайтесь к ее автору.

Но одно из приведенной статьи может быть поучительным: как один и тот же (в принципе) нож с одинаковым успехом и без личного (ножом) различения пользуются и кухаркой, и разбойником, так и одни и те же методы (технологии) работы в (церковных) организациях могут быть одинаковыми. Неплохо принять во внимание чужой опыт и быть внимательным в жизни собственной. МП наступила на одни и те же грабли за последнее (по крайней мере) дважды - первый раз с еп.Диомидом. Как видите, даже свой опыт усваивается с трудом, если на него не обращать время от времени внимания. А что уж говорить о чужом?

Спасибо: 0 
Dude
и.о.




Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.09 22:08. Заголовок: Владимиръ пишет: пе..


Владимиръ пишет:

 цитата:
первый раз с еп.Диомидом

Динамит - тот сам оказался заложником того дерьма, которое взвалил себе на щит (в виде всевозможных ИНН, царей-искупителей и маргинальной когорты последователей, которыми волей-неволей был вынужден себя окружить. Публика эта теперь вышла из-под контроля и начинает вести собственную игру - вот только поставил в епископы какого-то Николая, так тот тут же канонизировал в своей "епархии" Николая-2 в качестве "искупителя". Как говорится, чем подтёрлись, тем и утёрлись. Тут же пришлось его на "синоде" запрещать, а это уже публике не по-шерсти, им-то именно искупителя подавай.

Спасибо: 0 
Профиль
Владимиръ



ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.09 23:44. Заголовок: Dude: Судя по Вашим ..


Dude:
Судя по Вашим словам Вы плохо себе представляете даже поверхностный слой проблемы, не говоря уже о глубинных течениях. Из 9-ти пунктов его первого Обращания только один - четвертый - был посвящен ИНН, а о царе там вообще ничего не было сказано. Обращение обратило на себя внимание прежде всего критикой Московской патриархии (при желании с документами можно ознакомится на сайте www.diomid.info). Наиболее наглядно реакция верующих представлена на оппозиционных Патриархии сайтах, в частности,
http://www.rusidea.org/forum/viewtopic.php?t=237&postdays=0&postorder=asc&start=0. А что до ИНН, то сами можете ознакомиться с одним из мнений с сайта М.В.Назарова:Владимир Шпаковский писал:

 цитата:
Поддерживаю преосвященного владыку Диомида. Обращение правильное и своевременное, вопросы поставлены, верно. Несмотря на своё несогласие с пунктом четвертым, (считаю, что принятие ИНН не может повредить душе) признаю необходимость детального рассмотрения данного вопроса.


Настроение самих последователей еп.Диомида можно посмотреть на форуме его сайта: www.diomid.info/forum, о открытом разделе там обсуждаются такие вопросы, как "Проект еп.Диомида" и "Проект еп.Диомид-2". Понимаю, что смотреть не будете, да и, действительно, вряд ли на это надо тратить время - своих хлопот "выше крыши". Хотя такой поверхностный взгляд на происходящие вокруг Церкви процессы указывает на то, что движущие ими силы и используемые ими технологии Вам не очень известны, а потому и порядка в "своем доме" ждать придется еще долго. Если только не вводите в заблуждение сознательно. Тогда до порядка еще дольше.


Спасибо: 0 
Dude
и.о.




Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.10.09 10:32. Заголовок: Владимиръ пишет: Из..


Владимиръ пишет:

 цитата:
Из 9-ти пунктов его первого Обращания только один - четвертый - был посвящен ИНН, а о царе там вообще ничего не было сказано.

Я вам пишу не о том, что написано в каком-то из его обращений №ххх, а о том, что де-факто его паства состоит из публики, в значительной своей массе склонной к царебожничеству, антиэнененной истерии, старческо-серафимовскому бреду и т.п. духовному мусору. Это наглядно проявляется в ходе ежегодных "покаяний" в Тайнинском, в "работе" в которых активное участие принимают динамитовцы, включая проведение богослужений их духовенством, а также, как я писал выше, канонизацией Николая-2 в качестве ИСКУПИТЕЛЯ. А что касается критики МП - так там что за тему ни затронь, везде будет критика, и притом справедливая.

Спасибо: 0 
Профиль
Владимиръ



ссылка на сообщение  Отправлено: 07.10.09 12:01. Заголовок: Dude пишет: Я вам п..


Dude пишет:

 цитата:
Я вам пишу не о том, что написано в каком-то из его обращений №ххх, а о том, что де-факто его паства состоит из публики, в значительной своей массе склонной к царебожничеству, антиэнененной истерии, старческо-серафимовскому бреду и т.п. духовному мусору.


А я вам говорил о том, что лежало в основе "диомидовского" движения, а не того, что воспряло потом под его знаменами, да еще и с потаенными целями. Последнее - не более того, что происходит на НСФ: со стороны посмотри - Старообрядческий, а внутри почитай - то "никифоры", то "шашкины", а то и вовсе материалисты-эволюционисты, и не всегда в этом простое дурачество. Никто исходно не планировал там разверуть борьбу против ИНН и царя: наоборот, поскольку эти вопросы к тому времени были уже практически решены - ИННы розданы, а царь с почестями захоронен и "подготовлен" к реабилитации - это было уже не актуально. И более того: общество уже было расколото по этим вопросам, и расколото в пользу власти, - и данные вопросы были использованы позже лишь для "закрытия" ставшего уже ненужным (и даже опасным) движения. А вначале вопрос ставился о выявлении оппозиции накануне планируемых перемен в руководстве МП и завершении планов ВСЦ. Когда эта задача была выполнена, вот тут и появились "ликвидаторы", которые своим флудом немало способствовали формированию общественного мнения по отношению к диомидовцам. Главная причина раскола была забыта, и никто не мешал "избрать" нового патриарха и даже начать рисовать ему настенные иконы. А сейчас раскалывают и доверчивых последователей: вдруг выяснилось, что царя надо считать уже не искупителем, а просто мучеником (см. диомидовский форум). Прозрения: "Ребята, нас же просто кинули" - начали раздаваться уже в начале года, а летом была попытка и вообще закрытия форума, но, учитывая мнения там участников, решили временно его оставить, для самостоятельного затухания, как догорающий костер, поскольку никто уже подбрасывать туда новой древесины не собирался. История диомидовского двидения - это очень хороший показатель наивности и доверчивости патриархийного народа, а для других пример в качестве прообраза. Если нет желания вникать в жизнь духовных противников, то углубьтесь в историю ГКЧП, народ-то на форуме почти весь с гуманитарным образование и часто конкретно с историческим. Единтсвенно, что напомню, так это общую хронологию: 1991 - ГКЧП, 1922 - избрание Б.Н.Ельцина и начало "гайдаровских" реформ, 1993 - расстрел Белого дома. Далее - со всеми остановками.



Спасибо: 0 
Dude
и.о.




Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.10.09 13:47. Заголовок: Владимиръ пишет: А ..


Владимиръ пишет:

 цитата:
А я вам говорил о том, что лежало в основе "диомидовского" движения, а не того, что воспряло потом под его знаменами

да если честно, меня вопрос о глубинных истоках и базовых предпосылках диомидовского движения волнует так же мало, как и пятна на луне. Я просто констатирую факт - в нынешней его форме фактическим наполнением является старческо-царебожническая публика, проблемы которой для старообрядчества также малоинтересны, как и внутренние противоречия в среде иных еретических сообществ. В этом отношении они такие же никонияне, как и все остальные. У всех свой фетиш - у одних "Николай-2", у других "Серафим", у кого-то "Матронушко". Меня вот намедни на работе одна великовозрастная коллега просвещала относительно Матрониных возможностей по части женского пола - помогает всем. Причём, что характерно, и чеченкам и русским, и кому угодно. Мощнейший приворот. Ни одна опосля не остаётся без мужского внимания. Танцуют все! Главное, чтобы пол был женский. А вы говорите Динамит...

Спасибо: 0 
Профиль
Владимиръ



ссылка на сообщение  Отправлено: 07.10.09 14:27. Заголовок: Dude пишет: А вы го..


Dude пишет:

 цитата:
А вы говорите Динамит...


Александр, я не говорю "Динамит", я говорю, что имеющийся, хоть и у сторонних, опыт мо(ну)жно учитывать. Тем более, что организатор всех сих "свершений" здесь один и тот же, а значит, схожие и методы работы. И даже более того: этому "старателю" вообще имя Христа неприятно, вне зависимости от конфессии и качества ереси. Второй чин для него - тоже христиане. А время старообрядцев стороной пройти не может: всем надо сдавать единый экзамен на духовную зрелось, эдакий ЕДЭ. Вспомните притчу о сеятеле, а уж на какое поле зерна попадают - на старо- или новообрядческое - в данном случае второстепенно. Хотя следует ожидать, что среди стояших в истинной вере больше всходов будет. Сам Господь призывал к бдительности и различению признаков и времен. Как ни странно, но вунимания к этому вопросу у никонов наблюдается поболее, чем у староверов-поповцев. Если сказать, что они нутром ощущают свою духовную ущербность в силу принадлежности МП и пр., то наверное; только то, что происходит последние годы в РПсЦ не очень склоняет к оптимизму, и если сейчас не сделаться серьезнее, то может быть совсем плохо, по крайней мер, для неразборчивой публики. А это наши братья, и их жаль.

Спасибо: 0 
Никифор



ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.09 09:55. Заголовок: Владимиръ пишет: А ..


Владимиръ пишет:

 цитата:
А это наши братья, и их жаль.


Не брат ты мне...
http://www.youtube.com/watch?v=7BvDUY37Hgk

Спасибо: 0 
Владимиръ



ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.09 10:33. Заголовок: Доброго здаровия, Ни..


Доброго здаровия, Никифор, не меняетесь...
http://www.youtube.com/watch?v=AShkhX_T8gU

Спасибо: 0 
Никифор



ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.09 10:42. Заголовок: Владимиръ пишет: не..


Владимиръ пишет:

 цитата:
не меняетесь...


Меняюсь -вот решил ИНН принять...

Спасибо: 0 
Владимиръ



ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.09 13:05. Заголовок: Рискну привести по э..


Рискну привести по этому вопросу мнение никониян:

"Каким-то чудом группе православных удалось прорваться к архимандриту Кириллу (Павлову) и один из вопросов касался того спасительного поезда: «Как туда попасть?» Батюшка сказал: «Все билеты на него уже проданы». Встал вопрос: когда, кому? Кем проданы? Что за билеты? И вот, по прошествии времени поступило разъяснение. Оно оказалось на удивление простое, как и все от Бога. Оказалось, что билеты на тот поезд купили те люди, которые отказались от ИНН. Кто отказался от идентификационного номера – купил билет на спасительный поезд. Это первое. Второе: ссылать будут в Чернобыльскую зону (это для Украины). Третье: разрешат брать с собой до 20 кг груза на человека. У преподобного Лаврентия Черниговского сказано: «…хоть за колеса цепляйтесь, но попадите в тот поезд». Это высказывание относится к тем людям, которые хотели отказаться от ИНН, но по каким-то причинам этого не сделали. Таким необходимо пройти через оцепление, уговорить охрану, что я тоже Православный и хочу с ними – те спасутся. Поезда будет три, из первого получат спасение душ, из второго – частично, а третий не доедет".

Спасибо: 0 
Никифор



ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.09 13:15. Заголовок: Владимиръ пишет: Ри..


Владимиръ пишет:

 цитата:
Рискну привести по этому вопросу мнение никониян:


Это и поддтверждает правильность моего поступка.

Владимиръ пишет:

 цитата:
Кто отказался от идентификационного номера – купил билет на спасительный поезд.


Если для них спасение - это спасти свою засиженную мухами тушку, то они несомненно правы.

Спасибо: 0 
Владимиръ



ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.09 13:47. Заголовок: Да, физики - не лири..


Да, физики - не лирики: все понимают буквально. Интересно было послушать в вашем пересказе что-нибудь из Евангелия или интерпертацию, ну хотя бы вот этого: "И тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои" (Мф.24,16-18).

Спасибо: 0 
Ответов - 112 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет