НСФ-2

АвторСообщение
и.о.




Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.08 11:12. Заголовок: Конкордат между государством и церковью


http://www.inosmi.ru/stories/07/04/23/3507/238871.html

"...В 1943 году Сталин вызвал в Кремль всех епископов, еще остававшихся на свободе, и по результатам беседы между государством и церковью был подписан конкордат, остающийся нормой даже сегодня: лидеры церкви обязались никогда не критиковать политику правительства, а церковные институции и назначения иерархов становились подконтрольны государству..."

Кто знает о каком документе идёт речь?

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 12 [только новые]





Церковь: РПсЦ
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.08 13:28. Заголовок: СТАЛИН СОЗДАЕТ МОСКО..


СТАЛИН СОЗДАЕТ МОСКОВСКУЮ ПАТРИАРХИЮ

4 сентября 1943 г. Сталин изъявил желание встретиться с высшими церковными иерархами, которых оставалось в живых не так уж много. Встреча произошла в тот же день вечером. На правительственном автомобиле в Кремль были доставлены митрополиты Сергий (Страгородский), Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич), присутствовал В.М. Молотов.«Кратко отметив положительное значение деятельности Церкви за время войны, Сталин просил митрополитов... высказаться о назревших, но не разрешенных вопросах». Архиереями были высказаны пожелания освободить из заключения духовенство, возобновить издание "Журнала Московской Патриархии", собрать Архиерейский Собор для избрания Патриарха. В последнем вопросе Сталин попросил «проявить большевицкие темпы», и Собор собрался уже 8 сентября в составе 19 архиереев.

«На Собор многих архиереев доставляли на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки... Собор заслушал доклад митрополита Ленинградского Алексия "Долг христианина перед Церковью и Родиной в переживаемую эпоху Отечественной войны"». О кандидатах в Патриархи митр. Алексий сказал: «Я считаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви» – имея в виду митр. Сергия. «Все встали и пропели "Аксиос"... В обращении Собора к советскому правительству говорилось: "Глубоко тронутые сочувственным отношением нашего всенародного вождя, главы советского правительства И.В. Сталина, к нуждам Русской Православной Церкви и к скромным трудам нашим, ее смиренных служителей, приносим правительству нашу общесоборную искреннюю благодарность и радостное уверение, что, ободренные этим сочувствием, мы приумножим нашу долю работы в общенародном подвиге за спасение Родины"...» (Прот. Владислав Цыпин. "История Русской Церкви. 1917-1997").

Разумеется все это противоречило церковным канонам (апостольское правило 30: «Аще который епископ, мiрских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним»), но об этом тогда в России мало кто думал: важнее была реабилитация Церкви после гонений.Так произошел поворот в церковной политике богоборческого государства, вынужденный требованиями военного времени. Однако верхом наивности (или лукавства) было бы видеть в этом патриотическую заботу «национального вождя Русского Народа» Иосифа Виссарионовича Джугашвили о Церкви, как уверяют некоторые национал-большевицкие "историки". По свидетельству Г. Карпова, тогдашнего куратора церковных дел от госбезопасности, перед встречей с архиереями Сталин задал ему вопросы о количестве приходов, что из себя представляют архиереи, кто руководит другими православными Церквами, когда и как был избран Патриарх Тихон, – даже этого «национальный вождь Русского Народа» не знал.

Подлинной причиной этого тактического поворота было то, что в первый период войны народ в СССР не хотел защищать марксистскую власть, только что проведшую коллективизацию, безбожную пятилетку и массовые репрессии. Этому множество свидетельств! При этом немцы на оккупированных территориях не препятствовали открытию церквей – и они открывались многими тысячами повсеместно. И лишь после реабилитации Сталиным (из-за потребностей обороны) русского патриотизма и Церкви наступил перелом в настроениях народа. Хотя этому, конечно "помог" и Гитлер своей расистской антирусской политикой (вместо объявленной антикоммунистической) на оккупированных территориях.

В православной оценке тех действий Сталина вообще должна быть другая точка отсчета: этот бывший семинарист стал богоотступником и остался им; как раз во время сталинского «свержения власти еврейских большевиков», в 1937–1938 гг. в ходе "безбожной пятилетки" было расстреляно 106 800 православных священнослужителей. Эта мера была предпринята после того, как перепись 1937 года (когда на вопрос о религии отвечали граждане с 16 лет) дала поразительную цифру верующих в СССР: 55,3 млн. человек, из них 41,6 млн. православных (неверующими назвались 42,2 млн.). Это означало, что, несмотря на преследования, православными себя открыто признали 42,3 % взрослого населения страны. А ведь еще было и множество катакомбных верующих, скрывавших свою веру от богоборческой власти!В 1939 г. в СССР расстреляли еще 900, в 1940-м – 1100, в 1941-м – 1900, в 1943-м – 500 православных священнослужителей (цифры уменьшились, поскольку духовенства на свободе тогда уже почти не осталось: накануне войны на всю страну в границах 1939 года было лишь около сотни действовавших храмов и ни одного монастыря). Поэтому суждение о Сталине как «национальном вожде Русского Народа» трудно расценить иначе, как кощунство над памятью этих мучеников.

Подавляющее большинство церквей, действовавших в СССР после войны (около 14 000, в том числе 101 монастырь), были открыты именно при немецкой оккупации или вошли в состав СССР вместе с присоединенными территориями. (Поэтому неверно частое утверждение, что в годы войны при Сталине было открыто 20 000 храмов.) И уже в декабре 1944 г. по мере продвижения Красной армии на запад Совнарком предписал закрывать открытые храмы, если до войны в них размещались государственные организации (к 1949 г. закрыли 1150 таких приходов); в 1946–1947 гг. было ликвидировано 16 монастырей. Если до 1947 г. кое-где храмы еще открывались по настойчивым просьбам верующих, то с 1948 по 1953 гг. ни один новый храм не был открыт, несмотря на многочисленные просьбы. Попытки первоиерарха встретиться со Сталиным не удались. В 1946 г. духовенство было обложено огромным налогом. В 1947 г. было создано "Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний" с целью усиления атеистического воспитания. В 1948 г. запретили проведение крестных ходов и начали закрытие храмов и монастырей. С 1 января 1947 по 1 июня 1948 г. было арестовано 679 священников; начались и аресты архиереев: арестовали архиепископа Мануила (Лемешевского) и др.То есть Церковь была нужна Сталину лишь как тактический союзник в годы войны; предоставленный же войной удобный повод для отказа от марксизма с переходом на русскую идеологию не был использован.

В книге митрополита Санкт-Петербургского Иоанна (Снычева) об этом сказано следующее: «..."примирение" с властью далось церковной иерархии дорогой ценой компромиссов, безусловно, болезненных для православного сознания. В первую очередь это касается участия священноначалия в кампании прославления Сталина, что было безоговорочным условием "примирения". "Глубоко тронутые сочувственным отношением нашего всенародного Вождя, Главы Советского Правительства И.В. Сталина к нуждам Русской Православной Церкви, приносим Правительству нашему общесоборную искреннюю благодарность", – писали "вождю всех народов" в 1943 году съехавшиеся на архиерейский собор епископы. Конечно, все это было вынужденным и не отражало их действительной точки зрения, но факт остается фактом – антихристианская диктатура в СССР не изменила своей внутренней сущности, она лишь приспособилась к новым условиям», – пишет митрополит Иоанн (Самодержавие духа. СПб., 1994. С. 320. – Курсив наш). Именно так это восприняли тогда и епископы Зарубежной Церкви, не поверившие в искренность намерений Сталина.

М.В. Назаров

Подробнее (со ссылками на источники) см. в книге "Вождю Третьего Рима" (гл. III-7: Приспособительная мутация марксизма под русский народ: сталинизм)


Спасибо: 0 
Профиль
и.о.




Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.08 14:32. Заголовок: тут всё очень многос..


тут всё очень многословно, но не по теме. Я спрашивал о конкретном документе, который журналистом был назван конкордатом.

Спасибо: 0 
Профиль
moderator




ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.08 15:11. Заголовок: Dude пишет: Я спраш..


Dude пишет:

 цитата:
Я спрашивал о конкретном документе


Скорей всего была договоренность устная, никаких бумажных форм договора не принявшая. Если бы такая бумага и существовала, то Хрущеву пришлось бы обосновывать свои гонения на лояльную церковь на законном основании.

Спасибо: 0 
Профиль
и.о.




Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.08 15:16. Заголовок: я думаю, что никакая..


я думаю, что никакая бумага подобного рода помехой для Хруща не стала бы. Он просто "вменил бы ю яко не бывшую". И подтёр бы оной свой обширный зад.

Спасибо: 0 
Профиль



Церковь: РПсЦ
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.08 15:57. Заголовок: Документа как таково..


Документа как такового могло и не быть, а вот некоторые подробности встречи И.В.Сталина с архиереями в 1943 г. можно посмотреть здесь и по ссылке внизу фрагмента.

"4-го сентября 1943 года неожиданно для всех состоялся в Кремле прием митрополита Сергия Сталиным. За два-три дня до того, митрополита, неожиданно для него, привезли в Москву. Одновременно вызвали туда из Ленинграда митрополита Алексия. Они присоединились к находившемуся все время в Москве митрополиту Киевскому Николаю.

Марк Поповский живо описывает их встречу со Сталиным: "Всех троих доставили на прием кремлевские машины. К полуночи иерархов принял Молотов. Сталин был еще занят — слушал донесения с фронтов. Часа в два ночи (любимые рабочие часы "вождя") Сталин, Молотов и митрополиты заняли, наконец, места вокруг богато сервированного стола.

Началась беседа. Все, кому приходилось вести переговоры со Сталиным, когда он находился в хорошем расположения, рассказывают о нем как о человеке редкого обаяния. Очевидно, этой стороной своей обернулся он и к трем иерархам в ночь с 4-го на 5-е сентября. Он сказал им, что советское правительство высоко ценит общественные усилия Церкви в настоящей войне, а также труды каждого из присутствующих по сбору пожертвований на нужды Красной армии. Сталин, радушно разведя ладони, спросил: "Что теперь мы можем сделать для вас? Просите, предлагайте". И не дожидаясь ответа, сам сделал первое предложение: "У вас плохо с кадрами, нужно готовить новые кадры"...

Действительно, число оставшихся на свободе священников по российским масштабам было ничтожно. Оно не превышало нескольких сотен. Митрополиты еще не могли понять, какую широкую реформу предлагает им Сталин и заговорили только о пастырских курсах. Но Сталин перебил их: "Какие там курсы. Академии духовные вам необходимы, семинарии нужны. К этому делу надо приучать с малолетства". Митрополиты обрадовались. Все еще не учитывая размаха реформы, спросили о возможности разрешить при Патриархии домик, где будущие епископы смогли бы проходить монашеский искус. Сталин сразу успокоил: "Зачем же домик, мы для этого монастырь подыщем".

Заговорили, так же скромно и осторожно о разрешения издавать календарь. Сталин опять показал широту размаха: "Календарь церковный, конечно, издавать можно, но календарь — пустяк. Патриархии надо наладить широкую издательскую деятельность, обмениваться изданиями с зарубежными Церквами. И прежде всего, прямо в ближайшие дни надо выпустить первый номер Журнала Московской Патриархии. "Вождь" даже укорил митрополитов за узость планов, за отсутствие настоящего размаха: "Вам надо создать свой Ватикан, чтобы там и Академия, и библиотека, и типография помещались, и все другие учреждения, необходимые такой крупной и значительной Патриархии, какой является Московская Патриархия".

Осторожно митрополиты заикнулись о необходимости собрать собор для избрания Патриарха. На это "вождь" успокоил их: "Это ваше внутреннее дело. А когда заговорили о технических затруднениях военного времени, пропусках, билетах, Сталин обратился к Молотову: "Вячеслав Михаилович, распорядитесь о поездах и самолетах для поставки епископов. Когда собор?"

Восторг митрополитов от такого расположения Сталина, однако, был в значительной мере понижен, когда не переставая улыбаться, Сталин сказал о том, что посредником для сношений правительства с Церковью, будет создан совет по делам Русской Православной Церкви, а во главе его будет Георгий Григорьевич Карпов, который был начальником как раз того отдела НКВД, который арестовывал и расстреливал церковников. Сначала митрополиты испуганно молчали. Наконец, митр. Сергий попробовал напомнить Сталину: "Но ведь он, Карпов, из гонителей наших!" "Правильно, — ответил Сталин, — партия приказывала товарищу Карпову быть гонителем, он исполнял волю партии. А теперь мы ему поручим стать вашим охранителем. Я знаю Карпова: он исполнительный товарищ. Ну, стало быть согласны, чтобы Карпов стоял во главе совета?" Удерживая вздох митрополиты закивали головами.

Несмотря на это огорчение, митрополиты возвращались в восторженном состоянии.
Об этих событиях, более подробно и красочно, чем можно было нам привести здесь, невольно все сокращая, поведал в своей талантливой и объективной книге об епископе Луке Марк Поповский на стр. 350-376".

Спасибо: 0 
Профиль
и.о.




Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.08 16:40. Заголовок: про саму встречу ест..


про саму встречу есть много свидетельств её участников, в частности, что "преосвященного" Сергия, из-за волнения, с которым был не в силах совладать, прохватил жидкий дрист и он был вынужден, прервав беседу со Сталиным, отпроситься в отхожее место. Молотов проводил.

Всё же интересен именно подписанный (со слов журналиста) документ.

Спасибо: 0 
Профиль
moderator




ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.08 18:54. Заголовок: Dude пишет: интерес..


Dude пишет:

 цитата:
интересен именно подписанный (со слов журналиста) документ.


А был ли он вообще? Может ето журналистская утка.

Спасибо: 0 
Профиль



ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.08 20:24. Заголовок: конкордатом в первон..


конкордатом в первоначальном смысле называется документ подписанный главой государства и римским папой

Спасибо: 0 
Профиль
и.о.




Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.08 23:20. Заголовок: vetkovec пишет: Мож..


vetkovec пишет:

 цитата:
Может ето журналистская утка

может конечно и утка, но вот это хотелось бы выяснить.

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Церковь: ekklësia РПСЦ + ДЦХ
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.04.08 11:56. Заголовок: Dude пишет: Кто зна..


Dude пишет:

 цитата:
Кто знает о каком документе идёт речь?


Документом было коммюнике о встрече иерархов со Сталиным, опубликованное в Известиях 5 сентября 1943 года.
О "конкордате" написано в официальной "Истории русской церкви" протоиерея Владимира Ципина. Конкордатом это, конечно, быть в буквальном смысле не могло, поскольку конкордат - это прежде всего соглашение, а соглашение предполагает если не равенство сторон, то по крайней мере независимость друг от друга. Такие соглашения подписывают обычно с представителем Ватикана в конкретной стране, это результат признания прав Ватикана на территории государства.
В случае с РПЦ МП такой независимости не было, а поэтому не с кем было договариваться, достаточно было приказать или даже намекнуть, и любая воля была бы незамедлительно выполнена.
Документ был нужен для легализации деятельности иерархии РПЦ МП в советском государстве, для этого и было выпушено указанное коммюнике. Этим документом всем советским людям сообщалось, что в РПЦ МП ходить стало можно (до этого туда ходили в основном маргиналы), а начальникам, соответственно, не надо чинить МП препятствий.
Но не это даже было главным, главным (новым) была легализация церковной иерархии, до этого государство церковью считало только сами общины верующих, которые могли, если хотели, пригласить для служения клирика. Никаких прав у клириков и их организаций Советская власть не признавала вообще. Вот это было новым, но сам документ обращён был не к церкви, а к гражданам империи, в которую тогда в результате войны превратилась страна советов.
К сожалению самого коммюнике в сети я не нашёл, если кто располагает, прошу разместить документ.

Спасибо: 0 
Профиль



ссылка на сообщение  Отправлено: 05.04.08 22:10. Заголовок: Цыпин - не Владим..


Цыпин - не Владимир, а Владислав. ТщательнеЕ бы надо, как говорится ...

Спасибо: 0 
администратор




Церковь: ekklësia РПСЦ + ДЦХ
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.04.08 00:45. Заголовок: Предлагаю рассмотрет..


Предлагаю рассмотреть несколько документов, касающихся отношения РПЦ МП с Советским государством. Мною выбраны только те документы, которые обозначили узловые моменты указанных отношений.
Общеизвестно, что с падением Российской империи утратила господствующее положение и синодальная церковь, а точнее синодальная иерархия, поскольку на тот период в России не было единой церкви, как и единственной иерархии.
Паства некогда единой русской церкви сделала революцию, и никонианская синодальная иерархия в большинстве своём приветствовала падение империи романовых, но революция не окончилась только отстранением непопулярного монарха, а превратилась в пролетарскую, в результате чего между пролетариями и господами вспыхнула гражданская война.
В этой войне бывшие синодальные клирики приняли сторону господ (т.н. – «белых»), в результате чего никонианская иерархия стала преследоваться пролетарскими властями. Сопротивление иерархии продолжалось ровно столько, сколько шла гражданская война. В 1918 году патриарх Тихон издал анафему на большевиков, а во время голода 1921-22 года он же призывал паству и клириков оказывать сопротивление изъятию церковных ценностей на нужды голодающих. Результатом последней белогвардейской акции Тихона была гибель митрополита Вениамина, исполнившего подстрекательские распоряжения своего патриарха. Сам патриарх, как организатор сопротивления действий властей и провокатор беспорядков, тоже оказался под арестом, откуда обратился с покаянным посланием к Советской власти.



 цитата:
ПОКАЯНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА
"Известия" 27 июня 1923 года
16 июня Тихон обратился в Верховный суд со следующим заявлением: Обращаясь с настоящим заявлением в Верховный суд РСФСР, я считаю, по долгу своей пасторской совести заявить следующее:
Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к советской власти враждебно, при чем враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям, как-то: обращение по поводу Брестского мира в 1918 году, анафематствование в том же году власти и, наконец, воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922 году. Все мои антисоветские действия за немногими неточностями изложены в обвинительном заключении Верховного суда.
Признавая правильность решения суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям Уголовного Кодекса за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный суд изменить мне меру пресечения, т.-е. освободить меня из-под стражи.
При этом я заявляю Верховному суду, что я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и от внутренней монархическо-белогвардейской контр-революции.
16 июня 1923 года. (Подпись) патриарх Тихон (Василий Белавин)
http://www.temadnya.ru/spravka/24jun2003/2756.html




 цитата:
ЗАВЕЩАТЕЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА
Москва Донской монастырь 7 апреля 1925
Божией милостию, Смиренный ТИХОН, Патриарх Московский и всея Церкви Российския.
Благодать вам и мир от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В годы великой гражданской разрухи по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, во главе Русского государства стала Советская власть, принявшая на себя тяжёлую обязанность — устранение жутких последствий кровопролитной войны и страшного голода. …
Мы призываем всех возлюбленных чад Богохранимой Церкви Российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с нами в горячей молитве ко Всевышнему о ниспослании помощи Рабоче-Креcтьянской власти в её трудах для общенародного блага. Призываем и церковно-приходские общины и особенно их исполнительные органы не допускать никаких поползновений неблагонамеренных людей в сторону антиправительственной деятельности, не питать надежд на возвращение монархического строя и убедиться в том, что Советская власть — действительно Народная Рабоче Крестьянская власть, а потому прочная и непоколебимая.
Ныне Мы, с милостию Бозкией оправившись от болезни, вступая снова на служение Церкви Бозкией, призываем вас, возлюбленные братья-архипастыри и пастыри, осудив ещё раз всякое сопротивление власти, злонамеренные против неё умышления, мятежи и всякую против неё вражду, разделить Наш труд по умиротворению паствы Нашей и благоустроению Церкви Бозкией.
В сознании лежащей на Нас обязанности блюсти чистоту жизни Церкви, первее всего ищущей спасения людей и осуществления в жизни вечных Божественных начал, Мы не можем не осуждать тех, кто в забвении Божьего, злоупотребляя своим церковным положением, отдаётся без меры человеческому, часто грубому политиканству, иногда носящему и преступный характер, и потому по долгу Первосвятителъского служения Нашего благословляем открыть действия особой при Нас комиссии, возложив на неё обследование и, если понадобится, и отстранение в каноническом порядке от управления тех архипастырей и пастырей, кои упорствуют в своих заблуждениях и отказываются принести в них раскаяние перед Советской властью, предавая таковых суду Православного Собора.
Призывая на архипастырей, пастырей и верных Нам чад благословение Божие, молим вас со спокойной совестью, без боязни погрешить против Святой веры, подчиняться Советской власти …
Вместе с этим Мы выражаем твёрдую уверенность, что установка чистых, искренних отношений побудит Нашу власть относиться к нам с полным доверием, даст Нам возможность преподавать детям Наших пасомых закон Божий, иметь богословские школы для подготовки пастырей, издавать в защиту православной веры книги и журналы.
Акты Святейшего Патриарха Tихонa. M. 1994. С. 361-363.
http://www.orthedu.ru/ch_hist/20-vek/poslanie_tihon_1925.htm




 цитата:
ДЕКЛАРАЦИЯ МИТРОПОЛИТА СЕРГИЯ
16/29 июля 1927 года
Учреждение советской власти многим представлялось недоразумением, случайным и потому недолговечным. …
Одною из забот почившего Святейшего Отца нашего Патриарха Тихона перед его кончиною было поставить нашу Православную Русскую Церковь в правильные отношения к советскому правительству и тем дать Церкви возможность вполне законного и мирного существования. …
Теперь, когда наша Патриархия, исполняя волю почившего Патриарха, решительно и бесспорно становится на путь лояльности…
Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное Варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза …
Ходатайство наше о разрешении Синоду начать деятельность по управлению Православной Всероссийской Церковью увенчались успехом. … мы надеемся, что легализация постепенно распространится и на низшее наше церковное управление: епархиальное, уездное и т.д.
… важной своей задачей мы считаем и приготовление к созыву и самый созыв нашего второго Поместного Собора… Собор, разрешив многие наболевшие вопросы нашей внутренней церковной жизни, в то же время, своим Соборным разумом и голосом, даст окончательное одобрение и предпринятому делу установления правильных отношений Церкви к советскому правительству.

За Патриаршего Местоблюстителя Сергий, Митрополит Нижегородский, Члены Временного Патриаршего Священного Синода: Серафим митрополит Тверской, Сильвестр архиепископ Вологодский, Алексий архиепископ Хутынский, управляющий Новгородской Епархией, Анатолий архиепископ Самарский, Павел архиепископ Вятский, Филипп архиепископ Звенигородский, управляющий Московской епархией, Константин епископ Сумский, управляющий Харьковской епархией. Управляющий делами Сергий, епископ Серпуховский.




 цитата:
ЗАПИСКА Г.Г.КАРПОВА О ПРИЕМЕ СТАЛИНЫМ В КРЕМЛЕ ИЕРАРХОВ РПЦ МП
5 сентября 1943 года
митрополиты Сергий, Алексий и Николай прибыли в Кремль, где были приняты т. Сталиным в кабинете Председателя Совнаркома Союза ССР.
Тов. Сталин, коротко отметив положительное значение патриотической деятельности церкви за время войны, просил митрополитов Сергия, Алексия и Николая высказаться об имеющихся у патриархии и у них лично назревших, но неразрешенных вопросах.
Митрополит Алексий, попросив разрешения у т. Сталина, специально остановился на вопросах, имеющих отношение к церковной кассе, а именно:
а) митрополит Алексий сказал, что он считает необходимым предоставление епархиям права отчислять некоторые суммы из касс церквей и из касс епархий в кассу центрального церковного аппарата для его содержания (патриархия, Синод), и в связи с этим же митрополит Алексий привел пример, что инспектор по административному надзору Ленсовета Татаринцева такие отчисления делать не разрешила;
б) что в связи с этим же вопросом он, а также митрополиты Сергий и Николай считают необходимым, чтобы было видоизменено Положение о церковном управлении, а именно чтобы священнослужителям было дано право быть членами исполнительного органа церкви (общины).
После этого т. Сталин сказал митрополитам: "Ну, если у вас больше нет к Правительству вопросов, то, может быть, будут потом. Правительство предполагает образовать специальный государственный аппарат, который будет называться Совет по делам Русской православной церкви, и председателем Совета предполагается назначить т. Карпова. Как вы смотрите на это?"
http://www.krotov.info/acts/20/1940/19430904.html




Как видно из сообщения Карпова, договор между РПЦ МП и Советской властью все-таки был заключён, но это был не формальный договор, а соглашение о сотрудничестве или даже скорее соглашение о приёме на службу.
Документом о приеме на службу стало коммюнике, напечатанное в "Известиях" и других центральных газетах. Государство сообщало советским органам и гражданам о приеме Сталиным в Кремле делегации никонианских иерархов. Сам факт такого высокого ранга приёма означал легализацию в категориях советской системы.
Характерны просьбы митрополитов на состоявшейся встрече: митрополит Алексий (Симанский) попросит предоставления епархиям права отчислять некоторые суммы из касс церквей и из касс епархий в кассу центрального церковного аппарата для его содержания (патриархия, Синод). Поскольку передавать деньги наличными запретить было невозможно, то и незачем было бы спрашивать разрешения. Речь идет конечно о безналичном перечислении, а это означает что вопрос не столько о деньгах, сколько о признания прав юридического лица, чего так давно добивалась тихоновская иерархия. Если счет не на частное лицо, а тут речь о синоде, то конечно требовалась формальная регистрация синода как юридического лица, т.е. юридической легализации иерархии.
То что Сталин правильно понял иерархов подтверждает его предложение организовать «Совет по делам Русской православной церкви». Наличие такого органа означает, что отныне государство считает церковью уже не группы верующих и их объединения, а организацию клириков – иерархию, которую включает в свою систему управления, для чего в свою очередь создает орган взаимодействия ("Совет ...").
Таким образом, империя восстанавливается и нанимает иерархию на службу, а в качестве таковой признаёт за ней право на руководство церковью (общинами). Этого права просил м.Алексий (Симанский) в виде дозволения клирикам "быть членами исполнительного органа церкви", под церковью тут следует понимать церковную общину.
Если суммировать просьбы, то оказывается, что никонианской иерархии было нужно чтобы её признавало государство и чтобы оно вменило в обязанность общинам ввести клириков в их органы управления. Собственно это два условия и позволяют существовать иерархиям паразитам или лжеиерархиям.
Как видно, никонианская иерархия на собственных христиан (паству) не рассчитывала, в связи с этим вспоминается ответ гонимого м.Сергием (Стагородским) и возглавляемой им иерархией архиепископа Андрея (Ухтомского): владыка сказал, что он епископ для только тех христиан, которые его признают.


 цитата:

10 января 1918 г.
ДЕКРЕТ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ
ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ


1. Церковь отделяется от государства.
2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.
3. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются. Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадпежность и неприналежность граждан устраняется.
4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями.
5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, постольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской республики.
Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.
6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.
Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда.
7. Религиозная клятва или присяга отменяется. В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание.
8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений.
9. Школа отделяется от церкви.
Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом. (...)
12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.
13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием.
Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются по особым постановлениям местной или центральной государственной власти в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.
История Советской Конституции (в документах). 1917-1956. С. 109-110.
http://www.hrono.info/dokum/relig1918.html



Спасибо: 0 
Профиль
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 10
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет