НСФ-2

АвторСообщение



ссылка на сообщение  Отправлено: 15.09.09 21:35. Заголовок: А был ли "Третий Рим"?


Теория о "Третьем Риме", кажется, является неоспоримой для старообрядца. Особенно для беспоповцев, придерживающихся мнения о том, что с падением православного царства в мире воцарился духовный антихрист. А я предлагаю порассуждать на тему, насколько данная теория является истинной? Есть основания полагать, что ее хождение ограничивалось пределами Московского государства. Православные Литовской Руси (а их общее число было не меньше, а возможно и больше, чем в Московии) не имели ориентира в виде царя - "помазанника Божия". Не просто не имели, но и, судя по всему, не принимали московскую парадигму. Ярким подтверждением этому являлся великий поборник Православия в Литве князь Константин Острожский, разгромивший московскую армию под Оршей в 1514 г. При этом очевидно, что он служил Короне не страх, а на совесть, в противном случае он бы перешел на стороны Москвы. Естественно, Острожский не единичный пример. Далее. Интересно обратиться к истории развития покаянной дисциплины в России. Любопытное обстоятельство - в ранних епитимийниках отсутствовали упоминания о грехе против государя. Исповедь власть имущего лица затрагивала, помимо стандартных грехов, грехи, связанные с обидами в отношении подвластных лиц, да с неправедным судом. При этом монарх в этом отношении ничем не отличался от остальных христиан.
Позже, с укреплением Московского государства, проявилась генденция к тому, чтобы приравнять политических противников великого князя к отступникам от веры. Так, перед казнью в 1462 г. серпуховских дворян, пытавшихся освободить из тюрьмы своего арестованного князя, Василий II «и отцемь духовным не велел приступити к ним». В тексте епитимийника «Покаянье», сохранившегося в рукописи 15 в., после назначения епитимий за те или иные проступки составителем была помещена следующая запись: «А крест целовав, изменил к кому, за то и до смерти плакатися». До смерти! Фактически, приравнивается к добровольному вероотступлению! Ведь очевидно, что «крестное целование» было чаще всего присягой подданных правителю. В епитимийниках 16-го века появляется вопрос об измене великому князю и о злоумышлении на него. При Иване Грозном понятия греха и государственного преступления уже прямо начинают смешиваться: «согреших, господине, перед Богом и по Бозе перед государем перед великим князем русским царем». Иван Васильевич вообще однозначно смешивал оппозицию к себе с духовным преступлением - в политической борьбе, развернувшейся в годы опричнины, царь последовательно трактовал своих действительных и мнимых врагов не только как мятежников, но и как «отступников», погубивших свою душу; их тела бросались без погребения, по ним запрещалось делать заупокойные вклады. Князь Курбский, по мнению Грозного, являлся вероотступником. В конце 16-17 веке список "грехов" против государя расширяется - здесь и намерение «испортити» государя, и предать его «неверным иноземном», и желание «отъехать в чужую землю», и присвоение «государского» имущества, и обман «своего ради прибытка», и нарушение предписаний, и самочинные действия не по приказу -"не по приказу государеву что сотворил еси?". У «торговых людей» необходимо было выяснять, «не утаил ли за собою государя царя пошлинные казны... и не торговал ли заповедным товаром тайно». Апофеоз государственного регулирования духовной жизни, как известно, был достигнут при Петре 1 с его "Духовным регламентом". Данный пример динамики ужесточения регулирования исповедных отношений в связи с особой государя, на мой взгляд, является яркой иллюстрацией к вопросу о подчинении духовного начала светскому в Московском государстве. Можно привести еще массу примеров, достойно иллюстрирующих соотношения духовной и светской властей в Московии - это и многочисленные венчания Ивана Грозного, и насильственные пострижения неугодных цариц (той же Соломонии Сабуровой), и интриги Филарета, и помазание на царство самозванца. Можно долго рассуждать об отношениях государства и церкви, но в общем, складывается впечатление, что по крайней мере Московское государство всегда нарушало баланс между духовным и светским в пользу последнего, и благостные рассуждения по поводу благословенного "Третьего Рима" не совсем оправданны.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 23 , стр: 1 2 All [только новые]





ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.09 11:02. Заголовок: Что за очередные ник..


Что за очередные никониянские бредни?

Спасибо: 0 
Профиль



ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.09 18:57. Заголовок: Федор, пристите Хрис..


Федор, пристите Христа ради, но сегодня на сайте Исус Христос - Победитель выложили продолжение главы.

В. Русский Царь – браздодержатель святых Божиих престолов вселенской Церкви, вместо римской и константинопольской просиявшей

«Итак, Царство из Византии перешло на Русь; на защиту Православия, вместо прежних его законных блюстителей – Царей греческих, возстал Великий Князь русский. Он теперь единственный православный Государь, единственный “благочестивыя веры истинный поборник и о истине усердный ревнитель”; на него-то и должна быть перенесена теперь та идея представительства православного христианства, которая прежде была достоянием единоверной России Империи Греческой.

Новое высокое положение представителя [Великого Князя] Русской Земли, в которой одной, после падения Византии, сияет “истинная вера благочестiя”, нужно было отметить соответствующими прибавлениями и в самом его титуле, и вот он стал называться “благородным, Благочестивым, Благоверным, Христолюбивым”, “в благочестьи цветущим православным Великим Князем”, “Великим православным Государем”, “Боговенчанным Православью Царем всея Руси”, а вся его “великая русская держава” – “православным Великим Самодержьством”. …

Мысли о выпавшей, после падения Царьграда, на долю православной Руси и ее представителя – Государя Московского особой великой миссии… [нашли] для себя в первой половине XVI в. окончательную и полную формулировку в посланиях старца Псковского Елеазарова монастыря Филофея. Вот что писал этот старец в своем послании к Великому князю Василию Иоанновичу [в 1515-1521 гг.]: “Иже от вышняя и от всемощныя, всясодержащiя десница Божiя, имже царiе царствуют и имже велицiи величаются и силнiи пишут правду, – тебе пресветлейшему и высокостолнейшему Государю Великому Князю, православному христiанскому царю и владыце всех, браздодержателю святых Божiих престолов святыя вселенскiя и апостольскiя Церкви…, иже вместо римскiя и константинопольскiя просiявшу».

Первый или старый Рим отпал от правой веры в ересь папизма к 1054 году. Дореволюционный автор очень кратко и метко так указал суть ереси папизма: «Давая решения по разным вопросам, папы постепенно переходили от тона совета к тону повеления и незаметно становились к частным [поместным] Церквям в начальственное положение». А далее папы возомнили себя начальниками (князьями) не только над другими епископами (это притязание отвергается уже 34-м Апостольским правилом и 6-м правилом I-го Вселенского собора. Негодование же святых отцев IV-го Вселенского собора притязаниями римской церкви и их безоговорочное отвержение этих притязаний смотри в толкованиях на 28 правило этого собора. (Правила Православной Церкви. 1911. Т1. С. 98-101; 194-204 и 393-426), но и над князьями (Царями) светской власти и даже над вселенским Царем-Богопомазанником – над внешним епископом земной Церкви (Это притязание отвергается уже 4-м правилом I-го Вселенского собора. Смотри разъяснение этого в толкованиях правила. (Правила Православной Церкви. 1911. Т1. С. 189-190)).

Главная мысль еретических папистских сочинений – «это мысль о превосходстве духовенства над мирянами. Духовные лица – это любимые служители Христа, близкие и свои Богу: они во всем выше мирян, которые называются плотскими, и чадами греха. Духовенство – это Богом установленная власть, правители и судьи; как душа выше тела, …так власть духовная превышает власть мирскую, гражданскую. На этом основании мирянин ни в каком случае не должен позволять себе осуждать кого-либо из духовенства. Есть, конечно, и недостойные священники и епископы; но не мирянину судить о них; он должен переносить от них и несправедливости и притеснения без ропота и сопротивления, как проявление воли Божией; кто оскорбит лице духовное, тот оскорбляет Самого Бога, ибо духовные – представители Самого Бога на земле». (А.Н. Бахметева. История Церкви для детей. Донской монастырь 1993 (репринт 1900). Т2. С. 267-268).
«У латинян дело шло вовсе не о Догмате [указанном в Символе Веры]. Мирская власть, мирское величие – вот что стояло для римского первосвященника впереди всякого вопроса. Церковь римская все более и более делалась царством от мира сего и только подчинившись ей можно было иметь с ней мир». (А.И. Бахметева. История Церкви для детей. Изд-во Белорусского экзархата. 2006. С. 703).

Церкви старого Рима и второго Рима Константинова града, отвергнув Догмат о Царской власти и изобретя догмат папской власти, пали в ересь папизма, а «сия же ныне третьяго новаго Рима [града Москвы – писал старец Филофей Василию Третьему –] державнаго твоего царствiя святая соборная апостольская Церкви, иже в концых вселенныя в православной христiанстей вере во всей поднебесней паче солнца светится. И да весть твоя держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христiанскiя веры снидошася в твое едино царство: един ты во всей поднебесней христiаном царь… Блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христiанская царства снидошася во твое едино, яко два Рима падоша, а третiй стоит, а четвертому не быти: уже твое христiанское царство иным не достанется, по великому Богослову».

16 января 1547 года Великий Князь Иоанн IV Васильевич принял Царский титул. Московское великое княжество превратилось в Российское Царство. А Русский Народ получил название и служение третьего Богоизбранного Народа Божьего! «С исторический точки зрения, Иван IV решился на поступок, который не позволили себе совершить ни Его дед, ни Его отец. Став Царем (первым русским Царем!), Он оказался приравненным к величайшим Государям прошлого и настоящего и наконец-то исполнил долгожданную мечту, лелеемую в русском сознании, – Русское Царство теперь стало полновластным наследником величайших христианских Государств.

Но венчание на Царство исполнено глубочайшего религиозно мистического смысла. Как отмечал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, для православного сознания «помазание Царей святым миром имеет свое основание в прямом повелении Божием...». Над каждым верующим это таинство совершается лишь единожды – сразу после крещения. «Начиная с Грозного, – пишет митрополит Иоанн, – русский Царь был единственным человеком на земле, над кем Святая Церковь совершала это таинство дважды, – свидетельствуя о благодатном даровании Ему способностей, необходимых для нелегкого Царского служения». Таким образом, с православной точки зрения, Иоанн Грозный оказался единственным на земле человеком, которого Господь благословил на тяжкие Царские труды» после падения Константинополя из-за отпадения от правой веры и повреждением латинской ересью, ересью папизма. Церковный чин Царя в каждый момент времени носит только один человек, и таким человеком является Великий Князь Богоизбранного Народа. Со времен Венчания Царя Иоанна Грозного на Царство церковный Чин Царя, Главы земной воинствующей Церкви, принадлежит русским правящим Великим Князьям Русского Народа.



Спасибо: 0 



ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.09 19:03. Заголовок: И паки. Г. Вселенск..


И паки.

Г. Вселенский патриарх смирился, что всемирный центр истинной веры – Православия – переместился в Москву

Вселенский патриарх не сразу смирился с тем, что всемирный центр истинной веры – Православия – 16 января 1547 года переместился из Константинополя в Москву. Только в 1561 году, через 14 лет, Константинопольский патриарх признал действительным Венчание на Царство Иоанна Васильевича Грозного, совершенное митрополитом Макарием Московским. Грамота о соборном признании Царского достоинства Иоанна Васильевича всеми Восточными патриархами была торжественно доставлена Иоанну в сентябре 1562 года Евгрипским митрополитом.

«Он привез от Константинопольского патриарха три отдельные грамоты и с ними вместе книгу Царского Величества, то есть чин Царского Коронования в руководство для всех будущих Коронований. Именно оттуда и стали делаться все дополнения, которые постепенно стали входить в чин Коронования русских Государей до тех пор, пока к концу XVII века этот чин не сложился окончательно и во всех своих подробностях»[5].
Именно тот факт, что была прислана книга Царского Величества, и свидетельствует о том, что Восточные патриархи поняли и приняли волю Всемогущего Бога: теперь Богоизбранным Народом, Иаковом, является Русский Народ; Великий же Князь этого Народа является Богопомазанником, а потому Он есть Глава земной Церкви («браздодержатель ея»), и это Ему Господь благословил пасти Наследие Свое, Израиль. После Венчания на Царство Христолюбивого Царя Иоанна Грозного духовный центр Вселенского Православия переместился в Москву, и Москва теперь есть Третий Рим; теперь Царство Русского Народа обладает наибольшим подобием Царства Небесного, ибо земная икона Царства Небесного строится отныне русским Царем Давидом, и завершена эта земная икона будет русским Царем-победителем.

«В одной грамоте …патриарх пишет, что не имеет другого прибежища, кроме русского Самодержца…
Две другие грамоты подписаны полным Собором верховных святителей – кроме патриарха еще тридцать одним митрополитом, и датированы 7 индикта лета 1561. В одной из них сообщается, что повелено молиться о здравии Иоанна, как о Царе и Государе всех православных христиан. “Отныне и впредь записали мы имя Твое как Царя вернейшего и православного в наших церковных Службах и взываем дерзновенно к Богу: подаждь, Господи, многолетнее здравие Благоверному Царю нашему Иоанну, как и прежним древним Царям. Не только в одной Константинопольской Церкви, но и по всем Церквам митрополичьим будем молить Бога о имени Твоем, да будешь и Ты между царями, как Равноапостольный и приснославный Константин, который в начале Своего царствия роздал милостыню по всем Церквам, дабы поминали имя Его во святых диптихах.”

[Обращаем внимание, что полный Собор верховных святителей православной Церкви (христиане различных национальностей и подданные различных царств и государств) повелел в своих церковных службах уже с середины XVI века молиться за Российских Царей и Императоров, как за своих Царей-Богопомазанников, как это было при святом равноапостольном и приснославном Константине Великом.]

Третья грамота содержала признание права за Московским Государем занять место византийских Императоров как по Своему родству с Ними, так и по Своим христианским добродетелям. Кроме того, согласием всех митрополитов и епископов, действием и благодатью Всевышнего даруется Иоанну право именоваться законно Царем…

[Обращаем внимание, что это право даруется Богом, а не человеками в архиерейских рясах, а полный Собор верховных святителей только выразили согласие с этим, после сообщения из России о Венчании на Царство Царя Иоанна. Ибо архиереи восточной Церкви, как служители Бога, только констатировали тот факт, что отныне (с момента совершения Таинства Венчания на Царство по византийскому чину, а не с момента получения грамоты от восточных патриархов. Напомним, что митрополит Макарий в Успенском соборе Венчал на Царство Иоанна Васильевича IV 16 января 1547 года, а грамота прибыла в Москву только в сентябре 1562 года) только на Главах законных Московских Государей почивает Божия благодать Богопомазанничества. При этом абсолютно не имеет значение, как к этому отнеслись сами патриарх и архиереи, понравилось им это или не понравилось, хотел ли Константинопольский патриарх оказаться в духовной провинции или он желал пребывать в духовном центре Православия.

В грамоте были и такие слова:] “удостоверившись о многих великих добродетелях и благодеяниях сего Благочестивейшего Государя Московского, Господина Иоанна, который поистине, как некоторое пресветлое солнце, восприяв высокий и блистательный круг Своей державы, снисходит и к дальним и, утвердившись горе, так сказать, касается и земли, человеколюбиво распространяя лучи своей милостыни всем повсюду сущим Церквам, некоторые из них, согревая, животворит, а другие призывает к преспеянию и плодотворению: всем сил ради причин и смирение наше с согласия всех здесь обретающихся священнейших митрополитов и боголюбивейших епископов, действием же и благодатью Всевышнего живоначального и совершенноначальнейшего Духа преподает и дарует реченному Царю, Господину Иоанну быть и называться Ему Царем законным и благочестивейшим, увенчанным и от нас правильно, вместе и церковно, так как Он от рода происходит и крови Царской, как мы уже сказали, и сие полезно всему христианству, повсюду законно и справедливо для утверждения и пользы всей полноты христианства… Явная есть польза быть и утвердиться Царю благочестивому и православному, как началу и непоколебимому основанию, которому весь народ и все Ему подвластное привыкли бы повиноваться и Ему подражать, по силе в делании всякого добра; такого рода последствие истекает от благого и нравственного начала, как выше сказано.

Посему для обнародования и большего утверждения сего действия написана сия благодательная грамота и дана благочестивейшему, Боговенчанному и Христолюбивому* Государю нашему Господину Иоанну в лето индикта 7-го”».

[*Сравним надпись над главой с нимбом на фреске Грановитой палаты Московского Кремля письма XVII века и обновленной в 1882 году: “Благовѣрный и Христолюбивый, Богомъ Вѣнчанный Великiй Государь Царь и Великiй Князь Iоаннъ Василiевичъ, всея Великiя Россiи, многихъ государствъ Государь и Самодержецъ”. Обратим ваше внимание на тот факт, что эта фреска даже в самые богоборческие времена советской России слугами сатаны не была повреждена. Ибо им Господь Бог этого не попустил сделать!]

Эта третья грамота очень важна тем, что в ней вселенский патриарх подтверждает, что «даже из письменных свидетельств летописцев», очевидно, византийских, а не только из устного предания и писем самого Иоанна Васильевича видна законность и церковная каноничность действий митрополита Московского Макария во время Венчания Иоанна Васильевича «во Царя законного и благочестивого». Кроме того, полный Собор верховных святителей утверждает, что Царь Иоанн Грозный является благочестивейшим, Боговенчанным и Христолюбивым, и весь Народ и все Ему подвластное должны привыкнуть «повиноваться и Ему подражать, по силе в делании всякого добра; такого рода последствие истекает от благого и нравственного начала». Здесь патриарх Константинопольский напоминает нам слова Спасителя: Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему (Лк. 6,43-44). Тем более, Церковь не может родить худого Богопомазанника, ибо и Церковь, и Богопомазанник – это плоды с древа деятельности Господа нашего Иисуса Христа.

И еще, православные христиане различных национальностей и подданные различных царств и государств, в
лице полного Собора верховных святителей, объявляют Богопомазанника Царя Иоанна Грозного своим Государем и Царем.

Константинопольский патриарх обращает наше внимание на тот факт, что «действием и благодатью Всевышнего живоначального и совершенноначальнейшего Духа преподает и дарует реченному Царю, Господину Иоанну быть и называться Ему Царем законным и благочестивейшим», а не действиями и милостью каких-либо священнослужителей. Он так же сообщает, что ранее правом возведения в Царский церковный чин обладали только патриархи Римские и Константинопольские. Это не значит, что Венчание, которое совершил митрополит Макарий 16 января в 1547 году, не действительно без подтверждения о том патриарха Константинополя (подданного турецкого султана!), но значит, что впредь таким правом обладает только митрополит Московский. Поэтому «в руководство для всех будущих Коронований» вместе с этой грамотой и были прислана в Москву книга Царского Величества.

Такое положение дел было узаконено Вселенским патриархом и другими иерархами Восточной Церкви, по той причине, что они усвоили, что Москва – Третий Рим, а русские Великие Князья являются единственными защитника Православной Веры.





Спасибо: 0 
Ответов - 23 , стр: 1 2 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет