|
Отправлено: 06.07.09 22:38. Заголовок: В связи со статьей х..
В связи со статьей хотелось бы обратить внимание на параллельный вопрос: на компьютерном рисунке апостола Павла видно, что его борода и усы, скорее всего, подстрижены. Но, вроде, бытует мнение, что христианам «портить» бороды не дозволительно. Совсем недавно, по случаю (опять) возникшего разговора на эту тему и собственных размышлений, я еще раз перечитал взятую в храме брошюру «О брадобритии». В результате стало очевидным (по крайней мере, по имеющейся брошюре), что имеет место плохое различение слов «брить», «стричь» и «подстригать». Однако в отношении бороды при внимательном прочтении текста можно сделать вывод, что все-таки говорится о запрете на бритье, т.е. на полное оголение подбородка, но не на подстригание в смысле лишь изменения формы с оставлением волосяного покрова. Вот некоторые примеры. Стр.2: «Священная правила православным христианам всем возбраняют, чтобы НЕ БРИТЬ брад и усов не подстригать…». Т.е. ясно – НЕ БРИТЬ. См. далее: «Что же, о СТРИЖЕНИИ брад, не писано ли в законе? НЕ ПОДСТРИГАЙТЕ брад ваших, се бо женам лепо мужем бо не подобно» (Стог., гл.40). Женам лепо что – подстригать брады? Но у них их нет просто по природе, поэтому понятно, что здесь речь также идет об оголении подбородка, т.е. о запрете на БРИТЬЕ. Стр.3: «Апостольское же постановление по запрещению зла брадоБРИЙСТВА заключает в себе следующее изречение: «Не должно также и на бороде портить волосы, и изменять образ человека вопреки природе». Пока неясно, о чем. Читаем далее: «Не обнажайте, говорит закон, бород ваших». НЕ ОБНАЖАЙТЕ – тут понятнее, что разговор идет о БРИТЬЕ, а не об укорачивании путем подстрижения, что и подтверждается следующим предложением: «Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он недостойным» (Постановл. Св. апостол. Изд. Казань, 1864, стр.6). Ну и последнее со стр.6-7: «Подобно и сербский митрополит Димитрий писал: «Окоянии латини во многи ереси впадоша… Брады своя БРЕЮТ и усы своя стригут, а инии и злейшии того творят и усы подкусыают…». Здесь с бородой предельно ясно – не брить, но с усами вопрос: не стричь и не подкусывать? Но далее читаем: «…сия вси приемши от отца своего злейшаго сына сатаны Петра Гугниваго, БРИТИ брады и УСЫ» (его книга гл.39, лист 502). И хотя по тексту встречаются запреты на «брить и стричь бороды», «да не взыдет подстризало на брады ваша», но чаще - «не брить», что одно лишь и вынесено в название брошюры – «О брадобритии». А если и встречается где совместный запрет, то при внимательном прочтении он оказывается часто схожим с таковым со стр.2. Вопрос-то, на самом деле, не так и прост или неважен, как может показаться. Так получилось, что старообрядцы и старообрядчество в целом ассоциируются у простого люда чаще всего (если не исключительно) с безформенными лопатообразными бородами, в которых, конечно, на современный вкус нет совершенно никакой эстетики. Конечно, можно было бы не обращать внимания на меняющиеся мирские моды, и даже вменять себе это в заслугу: мол, мы выше предрассудков и никак не боимся непонимания и осуждений окружающего мира, и это – нелюбовь к миру и хранение традиции – хорошо, если бы только это было правдой. Но, как видно из внимательного прочтения публикаций по этому вопросу, надо точно различать слова «брить» и «стричь», иначе ничего, кроме фарисейства (да к тому же необоснованного), путного не получится. Упреки же в этом (фарисействе) со стороны современников, пусть даже и никониан, не страшны, но страшно то, что этим мы нередко вводим их в искушение осуждением и даже насмешничеством, а порой даже и хуже того: кто-то, может быть, и подумал бы о возвращении к истокам веры, но эти неопрятные некрасивые бороды… А тут и семья, и работа, да и какое никакое самовосприятие, комфортное самоощущение. Понятно, что от мирского все это, но и не в монастыре же живем, в конце-то концов. Тем более, что и обязательств на неопрятность вовсе нет никаких. Я уж не говорю о послании апостола Павла к Галатам, хотя приступать к его разумению надо крайне осторожно. Надеюсь, основная мысль понятна. Т.е. послание к Галатам, внимательное прочтение душеполезных текстов и памятование об «узких вратах». Может, в чем и не прав. Простите Христа ради.
|