Даже неявное общение с тов. Лоскутовым обращается в какой-то навязчивый абсурд: ты ему с аргументами об одном, а он без всяких оных о прямо противоположном, как зеркало, только кривое. Лучше, наверное, вовсе не обращать внимание на его бытие, в том числе и здесь, на форуме. Но напоследок все же отвечу на нелепое, и этого будет довольно. Философ Георгий пишет:
цитата: |
Что это за "болото" в Вашем понимании? Уж не наша Церковь ли, куда Вы сами недавно попали? |
|
В моем понимании "болото" - это ситуация, которая сложилась сразу после ОС 2007, когда на нем не были совершены очень простые и честные действия или поступки, как со стороны митрополита, так и его ближайшего окружения. После этого для них создалась ситуация, которая, если хотите поинтеллигентнее, в шахматах носит название цугцванга, т.е. (напомню) когда каждый последующий ход является вынужденным и непременно только ухудшающим ситуацию. О единственно правильном выходе из подобных ситуаций - через искреннее покаяние, как-то и неловко напоминать в столь духовно образованном обществе. Хотя известно, что есть силы, которое могут многое кроме одного - именно что покаяния, а кто ими руководит, Вы и сами хорошо пишете в заключительных словах своего сообщения. Что же до Церкви, в которую я "сам недавно попал", то за Нее можете не волноваться - в Ней всегда все было в порядке, так при Божием участии все и останется. Постарайтесь не отпасть окончательно. Хотя...
Напоследок еще раз выложу свой анализ ситуации, результаты которого позволили мне временно, до Собора, прекратить общение с имеющими общение с митрополитом и поминающими его, о чем я и заявил 11 апреля с.г. На этом прошу Христа ради прощения.
ОБЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ КРИТИЧЕСКИХ ЗАМЕЧАНИЙ
I. До ОС 2007 года
1. Членство в КПСС
61-е АП; 2-е, 9-е и 10-е 1-го Вселенского собора;
Правило 73 св. Василия Великого, правило 2 св. Григория Нисскаго и подобное им правило 1-2 во Анкире святаго поместнаго собора повелевают, чтобы отрекшиеся Христа добровольно без насилия, все без ограничения были вне Церковного общения во всю жизнь, и только при исходе жизни должны удостоиться причастия.
«Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божиея и сил будущего века, и отпавших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр.6,4-6).
2. Лжесвидетельствования.
а) Об отношении к объединению с ПРЦ МП (см. выше)
б) О якобы неучастии в мероприятиях по поводу кончины папы Иоанна Павла II (см. выше)
3. Целования с еретиком (Алексием Вторым)
Вопрос: Какое приветствие допустимо и какое не допустимо по отношению к еретикам, можно ли здороваться с ними, говорить и приветствовать?
Ответ: “Нет, как говорит Василий Великий, Господь запретил (делать им) общее приветствие: случайно может быть, но с любовию и дружбою, этого надобно избегать, дабы и здесь исполнилось: радоватися нечестивым не глаголите (2 Ин. 10).
Пример поведения показал преподобный Феодор Студит, когда рассказывает о своей встрече в условиях заключения с одним ересеначальником: “Так как в необходимых случаях нужно приспособляться к обстоятельствам, – пишет он, – то мы, встретившись с хонийским ересеначальником, ибо туда сначала мы были отведены взявшими нас из восточных стран, – поклонились, и он поклонился, и приветствовали его”(К Ирине патриции, стр. 428).
Следовательно, с еретиками не должно быть дружбы и в приветствии к ним не должно быть равной с единоверными близости
(http://www.katakomb.ru/7/Pravila.html)
Здесь в силе 2-е Правило 1-го Вселенского собора.
4. Снятие белого клобука
62-е АП; 2-е Правило 1-го Вселенского собора.
«А посем и до конца отверже белый святый клабук и черной наде на себе, омерзе бо ему та благодать, яко древним отступником и еретиком римским»
5. Отказ от анафематствования ереси никониантва
1-е 2-го Вселенского Собора: "И да предается анафеме всякая ересь", - и изречения Феодора Студита: "кто своевременно и необходимо не станет предавать анафеме всякого еретика, да будет часть его с ними!" (Письмо ко Льву, папе Римскому)
II. После ОС 2007 года
1. Поучения и проповеди
«58 правило святыхъ Апостолъ (Шестого Вселенского Собора) отлучаетъ епископа, нерадящего о своем клире и народе и не учащего ихъ благочестию, а продолжающего пребываитъ въ семъ нерадении и извераетъ…Притомъ святые отцы хотятъ, чтобы они учили не отъ себя, а отъ божественного Писания и толковали его по изъяснению божественныхъ отцевъ, а не по собственному рпзумению и соображениямъ» (Толкование Зонара).
а) Призыв к голосованию (с амвона) весной 2008 г.
15-е Двукратного Собора
См. также: «Православные и выборы» (http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=57555&cf=)
А это, кстати, биография того, за кого митрополит призывал идти голосовать:
http://www.kavkaz.org.uk/russ/content/2007/12/13/54996.shtml
б) Трактовка притч Господа
- Известная же притча о "добром самарянине" – есть не что иное, как притча о "добром еретике и сектанте" (?). Именно так она воспринималась современниками Исуса Христа (?). Господь в нравственном отношении ставит сектанта самарянина (но в притче это же Сам Господь!) выше правоверных священника и левита. Именно "добрый самарянин" оказался подлинным ближним для пострадавшего путника. Увы! И в наше время многие сектанты в нравственном смысле стоят выше своих богословских противников (откуда у сектантов м.б. нравственность, это же духовное понятие?!)...Евангельское учение о самарянах и есть учение Христа о сектантах-еретиках (???).
(http://www.starover.religare.ru/article7727.html)
- «Во время трапезы, по словам митр. Леонтия, он напомнил митр. Корнилию евангельские слова, о том, что добрый пастырь оставляет девяносто девять овец и идёт на поиски одной потерянной (Матф.18:12). На это митр. Корнилий ответил, что речь тут идёт только о животных».
Из воспоминаний инока Даниила (Барановского) о встрече в Браиле в 2008 году.
(http://www.staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=274)
в) Отдельные высказывания
- Проповедь в кафедральном соборе в Неделю Мясопустную: "На Страшном суде Господь не спросит, какой вы были веры: старообрядцы, или новообрядцы, будьте милостивы" ("Вси во мгновение ока восстанем, и вопросими будем о сотворенных гресех вольных и не вольных. Первое же о правой вере, аще ю добре сохранили и соблюли и потом чистоты душевныя и телесныя" (св. Иоанн Златоуст).
- Москва. 9 июня. ИНТЕРФАКС: "Мы уверены, что пришло время засвидетельствовать миру православное единство, ибо в условиях инославной экспансии это нам особенно необходимо", - сказал владыка Корнилий на встрече с управляющим делами Украинской православной церкви архиепископом Переяслав-Хмельницким Митрофаном.
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=57137&topic=367
(Примечание. По пунктам «б» и «в» - неповинительно для старообрядца в современных условия не иметь сносного богословского образования, но странно такое выказывание отсутствия духовного чутья, интуиции, особенно для предстоятеля Церкви. Здесь может быть в силе 2-е Правило 1-го Вселенского собора.).
2. Поздравление Кирилла Гундяева с избранием патриархом МП
Поздравительная телеграмма
Его Святейшеству, Святейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси
Ваше Святейшество!
Примите сердечные поздравления по случаю избрания Вас на столь высокий и ответственный пост! Уверен, что в нынешнее сложное время Ваши благополезные труды на этом посту будут иметь весомое значение для упрочения здоровой нравственной атмосферы и межконфессионального мира в нашей стране.
Выражаю надежду на дальнейшее развитие добрососедских отношений между нашими Церквами (МП тоже Церковь?!) в духе доверия, взаимопонимания и уважения.
С пожеланием здравия, благоденствия и благопоспешения во всех добрых делах.
Смиренный Корнилий Старообрядческий Митрополит Московский и всея Руси
(Из: http://www.rpsc.ru/version/modules.php?name=News&file=article&sid=590)
3. Подарок Кириллу Гундяеву
"Глава Старообрядческой православной церкви митрополит Корнилий по-монашески преподнес патриарху четки".
(Из: http://www.itar-tass.com/level2.html?NewsID=13539387&PageNum=0)
- «Не раз говорил я вам, возлюбленные мои, про безбожных еретиков и снова умоляю, чтобы не объединялись мы с ними ни за едой, ни за питьем, ни дружбой, ни любовью: кто это делает, чужим делается Христовой церкви. Если кто и ангельской жизнью живет, но с еретиками связан любовью и дружбой, — чужд таковой Господу Христу». Иоанн Златоуст (Из: http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk149-2.htm)
- “Закон строго требует, чтобы православный отнюдь не имел общения с неверными и не принимал участия вместе с ними в пище, ни в питии, ни в ином общении.” Преп.Феодор Студит. (Из: http://www.katakomb.ru/7/Pravila.html)
4. Присутствие на молебне (?)
8-е АП, 61-е АП, 71-е АП
5. Подход к Кириллу под благословение (?)
«Гости, выстроившись в очередь и ожидая возможности лично поздравить нового патриарха с избранием на престол, показывали друг другу, как правильно приветствовать предстоятеля церкви, как брать благословение.
Предстоятеля РПЦ поздравили …предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Московский Корнилий…»
(Из: http://www.rian.ru/p_anonce/20090202/160786484.html)
6. Присутствие на трапезе (?)
- «Не раз говорил я вам, возлюбленные мои, про безбожных еретиков и снова умоляю, чтобы не объединялись мы с ними ни за едой, ни за питьем, ни дружбой, ни любовью: кто это делает, чужим делается Христовой церкви. Если кто и ангельской жизнью живет, но с еретиками связан любовью и дружбой, — чужд таковой Господу Христу». Иоанн Златоуст (Из: http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk149-2.htm)
- “Закон строго требует, чтобы православный отнюдь не имел общения с неверными и не принимал участия вместе с ними в пище, ни в питии, ни в ином общении.” Преп.Феодор Студит. (Из: http://www.katakomb.ru/7/Pravila.html)
III. Последнее событие
Участие в Госсовете и подписание Заявления.
6-е АП, 81-е АП, (здесь же: 16-е (19-е) правило карфагенского собора и 3-е четвертого)
62-е АП
В подписанном Заявлении говорится: «МЫ РЕШИТЕЛЬНО ОТВЕРГАЕМ ЛЮБУЮ национальную, РЕЛИГИОЗНУЮ и социальную РОЗНЬ, КАК ЯВЛЕНИЕ В КОРНЕ ПРОТИВОРЕЧАЩЕЕ многовековым традициям российского добрососедства, МИРОЛЮБИВЫМ ОСНОВАМ ВСЕХ РЕЛИГИЙ»
А вот заключительный абзац из Послание Всемирного саммита религиозных лидеров (Москва, 3-5 июля 2006 г.): "Особо обращаясь ко всем верующим людям, призываем их уважать и принимать друг друга, НЕВЗИРАЯ НА РЕЛИГИОЗНЫЕ, национальные и иные РАЗЛИЧНИЯ. Будем помогать друг другу и всем благонамеренным людям в созидании лучшего будущего для ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СЕМЬИ. Будем хранить мир, заповеданный ВСЕВЫШНИМ"
(Из: http://www.rpsc.ru/version/modules.php?name=News&file=article&sid=599)
См. интервью (угрозу?) Зиновия Когана:
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=69248&cf=
Евангелие об отношение к миру.
- «Исус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» [Ин. 18.36].
- «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» [Ин. 15.18-19].
- «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» [Иак. 4.4].
- «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» [1 Ин. 2.15-17].
Литература
По канонам
1. О каноническом обосновании прекращения поминовения еретиков
http://stmvl.flybb.ru/topic162.html
2. Правила преп. Феодора Студита
Схи-монахъ Епифаний (Черновъ) (http://www.katakomb.ru/7/Pravila.html)
По ОС 2007 г.
1. А.Шишкин. Мы теряем корни. (http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=664)
2. Д.Барановский. Митополит Корнилий, примите схиму.
(http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=57546&topic=367)
3. Д.Козлов. Экуменизм в нашей церкви.
(http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=57137&topic=367)
4. Павел Коробов. Вотум недоверия.
(http://www.interfax-religion.ru/orthodoxy/?act=news&div=20837)
По Госсовету
1. Митрополит Корнилий принял участие в заседании Госсовета
(http://www.rpsc.ru/version/modules.php?name=News&file=article&sid=599)
2. Интервью с Зиновием Коганом.
(http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=69248&cf)
3. В качестве аналога критики: В.П.Филимонов. ВРЕМЯ СУДА (или от экуменизма к церкви антихриста)
(http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk143-1.htm)
4. В качестве аналога критики: К.Ю. Гордеев, В.Г. Манягин. ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ (о прекращении общения с РПЦ МП). (http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk135-1.htm)
Приложения
Апостольские правила
6 АП (с.22): «Епископъ, или пресвитеръ, или диаконъ, да не приемлетъ на себя мирскихъ попечений. А иначе да будетъ изверженъ отъ священного сана»
8 АП (с.29): Аще кто съ отлучнными отъ общения Церковного помолится, хотя бы то было въ доме: таковый да будетъ отлученъ»
61 АП (с.125): «Аще верный обвиняемъ будетъ въ любодействе, или в прелюбодействе,или иномъ какомъ запрещенномъ деле, и обличенъ: да не вводится въ клиръ»
62 АП (с.126): «Аще кто из клира, оустрашась человека иудеа, или эллина, или еретика, отречется отъ имени Христова: да будет отверженъ отъ Церкви. Аще же отречется отъ имени служителя Церкви: да будетъ изверженъ отъ клира. Аще же покается: да будетъ принятъ, яко мирянинъ».
65 АП (с.131): «Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдетъ помолитися: да будетъ и отъ чина изверженъ, и отлученъ отъ общения Церковного»
71 АП (с.143): «Аще который христианинъ принесетъ елей въ капище языческое, или въ синагогу иудейскую, въ ихъ праздники, или возжетъ свещу: да будетъ отлученъ отъ общения Церковного»
81АП (с.162): «Рекли мы, яко не подобаетъ епископу, или пресвитеру вдаваться въ народныя оуправления, но неупустительно быти при делахъ Церковныхъ. Или оубо да будетъ оубежднъ сего не творити, или да будетъ изверженъ. Ибо никто не можетъ двумъ господамъ работати, по Господней заповеди»
(Это правило объясняет 6-е. Здесь же: 16-е (19-е) правило карфагенского собора и 3-е четвертого)
Правила Святаго Вселенского Перваго Собора, Никейскаго
Правило 2.
Зонара.
Если же причисленъ будетъ къ клиру и съ испытаниемъ, показавшись безупречнымъ, но съ течениемъ времени будетъ изобличенъ въ какомъ нибудь душевномъ грехе, отцы предписываютъ такового исключать изъ клира.
Аристенъ.
А после рукоположения откроется, что кто-нибудь согрешилъ прежде ли, или после (рукоположения), таковый также долженъ быть исключенъ из клира…Но съ другой стороны, если кто после рукоположения окажется согрешившимъ, лишается сана.
Славянская кормчая.
Аще же кто и по постановлении пресвитерства, въ прежнихъ грехахъ обличенъ будетъ, и тако да престанетъ отъ службы.
Толкование. Подобно осмьдесятому правилу Святыхъ Апостолъ, и се правило глаголетъ, яко новокрещенного, несть достояно вскоре поставити епископа, или презвитера, да не яко новосажденъ будетъ ослепе в прегрешение впадетъ и въ сеть диаволю. Подобаетъ убо таковому, по десятому правилу иже въ среде собора, первое вся степени проити; сиречь, поставлену быти чтецемъ: и потомъ поддиакономъ, и диакономъ, и презвитеромъ, и пребыти въ таковыхъ единаго лета время. И тако еще достоинъ святительства явится, и боьшия чести да насладится; сеже есть, да будет епископъ. И яко же паки прежде поставления согрешитъ что отъ реченныхъ греховъ, и утаив поставится, и по поставлении въ томъ гресе обличен бывъ, сана своего да будетъ лишенъ.
Правило 9.
Зонара.
Правило хочетъ, чтобы производимые во священство были безукоризненны и чисты отъ проступковъ, возбраняющихъ посвящению, и чтобы жизнь и поведение ихъ были испытуемы. А если некоторые, можетъ быть, произведены будутъ въ степень священства безъ испытания, или когда они исповедали свои недостатки, но рукополагающие противъ правила рукоположатъ ихъ; о таковыхъ правило постановляетъ, что ихъ не должно принимать, и что никакой нетъ для нихъ пользы отъ незаконного рукоположения; ибо они должны подлежать извержению.
Правило 10.
Зонара.
Не должно производить во священство техъ, которые отверглись отъ Господа нашего Исуса Христа, и потомъ покаялись. Ибо какимъ образомъ можетъ быть священникомъ тотъ, кто во всю жизнь не удостаивается святых тайн, разве только при смерти. А если удостоится священства, не знал ли рукополагающий о препятствиях, или зналъ, настоящее правило предписываетъ извергнуть таковаго, если после сего будетъ объ этомъ узнано. Ибо выражение: «незаконно сделанное не ослабляетъ силы правила» поставлено вместо: «не препятствуетъ, не вредитъ».
Аристинъ.
Падшие и произведенные во священство, по незнанию или и со знанием о томъ рекоположившихъ, должны быть извержены.
Не знали ли рукоположившие о паденияхъ рукоположенныхъ, или, и знали и нихъ, пренебрегли симъ, - чрезъ это не подвергается осуждению церковное правило. Но когда и после сего и рукоположенныхъ будетъ узнано, что они впали въ грехъ, они должны быть извержены.
Вальсомонъ.
Богоотступниковъ, чистосердечно раскаявшихся, мы принимаемъ; а посвящать не позволяемъ, нео если они и клирики, извергаемъ, какъ говоритъ объ этомъ 62-е Апостольское правило. Итакъ, если некоторые изъ нихъ рукоположены, по неведению рукополагавшихъ, или и со сведениемъ, таковые по дазнании должны быть инвержены, дабы не имели никакой пользы отъ рукоположения, хотя бы оно совершилось и со сведениемъ рукополагавшего. Ибо, можетъ быть, сказалъ кто-нибудь, что они получили пользу, потому что рукоположены такими, которые знали грехи ихъ, и разрешили его рукоположениемъ. Это должно относить къ священникам, диаконамъ и прочимъ; но не къ епископамъ: и нихъ ищи 12-е правило анкирского собора, и что тамъ написано.
Славянская кормчая.
Отпадшии, или неведящемъ, или ведящемъ поставльшимъ ихъ поставлени бывше, да извергнуться.
Толкование. Господа нашего Исуса Христа, отвергшихся и покаявшихся, въ священство прияти не подобает. Како бо можетъ святитель быти таковыи, иже святыхъ таинъ во все времена живота своего не достоинъ причаститися, аще токмо смерть не приспеетъ. Аще же неведущу поставляющему, или ведящему, священничества спободится, сие правило изврещи повелеваетъ такового, аще и по поставлении уведенъ будетъ. Еже бо беззаконно бывшее, правда не вреждаетъ.