НСФ-2

АвторСообщение





ссылка на сообщение  Отправлено: 17.05.07 12:46. Заголовок: Олег Смирнов. ПОВТОРИТ ЛИ РПСЦ УЧАСТЬ РПЦЗ(Л)


Олег Смирнов. ПОВТОРИТ ЛИ РПСЦ УЧАСТЬ РПЦЗ(Л)? Три проекта унии
--------------------------------------------------------------------------------

Похоронный марш, играющий вслед уходящей в историю РПЦЗ(Л), заставляет все большее число российских православных, не одурманенных официозом, задуматься – останется ли в нашей стране хоть одно религиозное объединение, обладающее признаками православного исповедания, признанное обществом и государством и не имеющее отношение к Московской патриархии?

На сегодняшний день таких конфессиональных ассоциаций становится все меньше. Давление на альтернативное православие неуклонно возрастает. Кто-то на грани распада, общины других уходят в одиночное плавание, третьи вынуждены влачить полуподпольное существование. Разделения точат нас изнутри.

На этом фоне внимание многих привлекает российское старообрядчество. При всех его застарелых болезнях и нежелании видеть хоть что-то положительное в наследии Церкви XIX-XX в., старообрядцы сохранили многие черты истинного православия. Крупнейшее старообрядческое согласие Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ) обладает значительных административным центром в столице, крупными общинами в разных регионах страны, поддержкой местной светской власти в некоторых субъектах Российской Федерации. Предстоятель РПСЦ входит в ряд религиозных правительственных и президентских структур. Хотя РПСЦ и слегка замаралась сотрудничеством с властями в послевоенное время, до сергианства РПЦ МП она никогда не докатилась. Так что старообрядцы выглядят как вполне привлекательная альтернатива РПЦ МП.

Этот фактор очень неприятен представителям Московской патриархии, принявшим однозначное решение зачистить "православноподобное" религиозное пространство. Как отмечают наблюдатели, "добрососедская риторика" со стороны Московской патриархии в адрес старообрядчества играет роль обычной дымовой завесы. Со времени Архиерейского Собора 2004 г., провозгласившего примирение со старообрядчеством, это самое старообрядчество так ничего путного не увидело. Состоялось, конечно, учреждение т. н. "старообрядной комиссии" ОВЦС МП. Создан патриарший старообрядный центр. В приятной атмосфере прошли собеседования митрополита Кирилла (Гундяева) со старообрядческими первоиерархами. На этом все доброе заканчивается.

Пока в ушах старообрядческих иерархов таяли медоточивые речи руководителя ОВЦС МП, структуры РПЦ МП стал наносить сильные и методичные удары по позициям староверов. Как говорили великие российские комики Ильф и Петров: "Со стороны это избиение напоминало учтивый разговор сына с почтенным отцом".

На все просьбы РПСЦ урегулировать имущественные отношения, со стороны патриархийных структур следовал вежливый, но жесткий отказ. В околоцерковной прессе началась откровенная травля староверия. Великим унижением современного старообрядчества стала разрекламированная передача старообрядческих икон в Николо-Угрешский монастырь РПЦ МП. С другой стороны, все большее число старообрядческих деятелей оказываются в поле притяжения структур патриархии. Из недр ОВЦС МП доносятся слухи, что старообрядцам вот-вот будет сделано "предложение, от которого они не смогут отказаться". Некоторые наблюдатели делают вывод о подготовке нового проекта старо-новообрядческой унии, а точнее поглощения РПСЦ в лювеобильном лоне Московской патриархии.

Поглотив остатки "белогварейской Церкви", ведомство МП уже собирается направить свои усилия на старообрядческую Церковь. На сегодняшний день можно рассматривать три гипотетических проекта такой унии, разрабатываемые в недрах ведомства владыки Кирилла.

Первый проект: "Ползучая уния". Можно сказать, этот проект реализуется в настоящее время. В сознание старообрядцев вкладывается идеология, предложенная святым Серафимом Саровскимм: старообрядческое сообщество слабо, оно целиком зависит от старшего брата, от "корабля православия" к которому привязана утлая раскольничья лодчонка. Митрополит Кирилл огласил эту концепцию в одной из передач "Слово пастыря". По мнению руководителя ОВЦС МП, Московскую патриархию и старообрядческую Церковь разделяют исключительно исторические недоразумения, насильственные действия государственной власти и чрезмерная ревность старообрядцев в деле сохранения старых обрядов. Митрополит Кирилл полагает, что эти противоречия давно изжиты и это, разумеется, создает перспективу для последующего сближения и объединения. Можно согласиться, что многие противоречия старообрядцев и православных – в прошлом, но признать МП православной мешает слишком многое в практике и вероучении этой конфессии.

Главным направление этого проекта унии становится инструмент "просвещения" старообрядцев. Подобно просвещению советской эпохи, напрочь отбившего у людей историческую память, просвещение по формуле РПЦ МП должно заставить забыть староверов "обрядовые предрассудки" и "вековые недоразумения". Главное – засосать старообрядцев в свою "черную дыру".

Через встречи и собеседования руководство РПСЦ должно воспринять образ мысли и мировоззрение современного патриархийного православия, заключающееся в "обрядовом плюрализме", "общих религиозных ценностях" и "противостоянии духовной агрессии Запада". Проект "ползучей унии" не может быть претворен в жизнь без участия "агентов влияния" в лоне самой РПСЦ – людей, разделяющих подобные взгляды и готовых к действиям по их популяризации и распространению. Среди таких обычно называют известных общественных старообрядческих деятелей – иеромонаха Симеона Дурасова и советника митрополита священника Леонтия Пименова. Если первый пропагандирует в старообрядчестве экуменическую "теорию ветвей", то второй один из активных участников самого процесса сближения.

Процесс ползучей унии привлекателен тем, что РПСЦ без шума и потрясений втягивается в орбиту деятельности Московской патриархии, поступательно теряет собственную инициативу и независимость. Уже несколько лет РПСЦ является постоянным участником Всемирного русского народного Собора, выставок "Православная Русь" и прочих мероприятий, проводимых под лейблом ОВЦС МП. Старообрядческий Интернет сообщает, что даже на местах, например в старообрядческой Санкт-Петербургской епархии, встречи старообрядцев с общественностью проходят под патронажем миссионерских отделов МП. Для потомков Аввакума и боярыни Морозовой – дело просто немыслимое!

Однако схема "ползучей унии" не дает 100 % гарантии поглощения старообрядчества Московской патриархией. Процесс "просвещения" староверов регулярно дает сбои. То здесь, то там разгораются скандалы, связанные с экуменическими акциями и деятельностью "агентов влияния". Соборно запрещен в служении иеромонах Симеон (Дурасов). Деятельность прочих объединителей находится под постоянным огнем критики, и только близость к высшему руководству РПСЦ позволяет им пока находится на плаву.

Второй вариант развития событий можно охарактеризовать как "уния сверху". В этом случае инициатором объединения должна выступить государственная власть в виде высокопоставленного чиновника, не исключая и высших лиц государства. Переплетения этого сюжета могут напомнить памятную встречу российского президента с предстоятелем РПЦЗ(Л) митрополитом Лавром. Руководству РПСЦ может быть сделано предложение, от которого оно не сможет отказаться. Разумеется, речь не идет о репрессиях или серьезном давлении. Это может быть простая, и не исключено, что желанная просьба. Кажется к этому готово и само руководство РПСЦ. Как сообщали СМИ, летом 2006 года российский посол в Украине В. С. Черномырдин попросил митрополита Корнилия сделать заявления о сближении с Московской патриархией и осудить "духовную агрессию Запада". Взамен российский посол предложил материальную помощь в организации старообрядческого Собора в Белой Кринице. Практически сразу после этого митрополит Корнилий выступил в СМИ с заявлением: "Пришло время засвидетельствовать миру православное единство, ибо в условиях инославной экспансии это нам особенно необходимо". Подобные сентенции вызвали негативную реакцию внутри самого старообрядчества, однако не повлияли на решимость митрополита выполнить договоренности. В конечно итоге это позволило привлечь значительные финансовые средства, необходимые для проведения украинского старообрядческого Собора.

Однако на самом деле вероятность "унии сверху" пока не высока. Если в Московской патриархии с радостью бы восприняли такой поворот событий, то кремлевских политтехнологов скорее устраивает многополярность внутрироссийского конфессионального пространства. Государственные структуры сыграли значительную роль в поглощении РПЦЗ, поскольку последняя являлась зарубежной, можно сказать "прифронтовой" структурой. Внутри же России право на монополию может быть только у власти. Московская патриархия неплохо справляется с идеологическим заказом и за это получает режим наибольшего благоприятствования. Однако укатывать в асфальт оппонентов и создавать церковную монополию не в интересах современных российских элит. Источники близкие к Кремлю утверждают, что российские власти скорее благожелательно отнеслись бы к некоторому усилению старообрядчества. Противовес в виде небольшой, но альтернативной православной Церкви помог бы лучше контролировать, бронзовеющих не по дням, а по часам олигархов в рясах.

По некоторым сведениям еще один сценарий разрабатывается в стенах самой Московской патриархии. Если результат "ползучей унии" непредсказуем, то "молниеносная уния" может свершиться в течение нескольких недель или даже дней. Вместо медленного и ленивого падения луны РПСЦ на патриархийное солнце, мы может стать свидетелями стремительного гравитационного коллапса. Под воздействием чудовищного притяжения черной дыры старообрядческая планета распадется на части и исчезнет в мгновение ока. В качестве магнитной аномалии предполагается использовать фактор признания Белокриницкой иерархии. В час икс будут осуществлен ряд тактических ходов. Руководству РПСЦ будет предложено возвращение нескольких наиболее злополучных храмов и каких-нибудь икон. Затем в адрес старообрядческой митрополии будет направлено "покаянное" письмо с признанием гонений. После такой артподготовки будет выложен главный козырь – признание белокриницкой иерархии по формуле старообрядной комиссии РПЦ МП: "присоединение РПСЦ к мировому православию через преемственность босно-сараевского митрополита Амвросия". Известно, что старообрядцы давно комплексуют по поводу своей иерархии, и ради ее признания готовы идти вплоть до папы Римского.

Невероятно, чтобы после получения храмов и покаянных писем старообрядческое руководство найдет в себе волю отклонить такое "выгодное" предложение. Учитывая весьма небольшую численность старообрядческого епископата – (сегодня в РПСЦ дееспособны только три епископа) специалисты из ОВЦС МП смогут за короткое время окучить всех "древлеправославных" владык. Созыв старообрядческого Собора будет отложен на неопределенное время, а несогласным будет предложено освободить храмы и прочие помещения. Что мы ныне и наблюдаем в умирающей РПЦЗ(Л).

С другой стороны, такой исход можно рассматривать как закономерный. Занесенное в советское время на периферию общественного сознания старообрядчество свыклось со своей ролью и сегодня всеми силами старается закрепиться, сжиться с ней. Особенно заметен этот процесс в центральной России. Подмосковные старообрядческие центры находятся на грани физического и духовного вымирания. Настоящий приговор нынешнему положению дел выносит автор портала "Религия и СМИ" Василий Короленко в статье "Печальное размышление о подмосковном старообрядчестве": "Складывается впечатление, что для многих современных старообрядцев идеалом является существование их веры в советский период, когда Церковь была поставлена в условия физического выживания, и о нормальной духовной и общественной жизни не приходилось даже мечтать. Сейчас же следование "советским" правилам приведет только к постепенному угасанию старообрядческих приходов…. Если бы процесс возрождения белокриницкого старообрядчества начался бы на рубеже 1980-1990-х годов, тогда же когда и у РПЦ МП, то сейчас положение было бы совершенно иным… Скорее наоборот было сделано многое, чтобы навредить местному старообрядчеству и, в конце концов, ликвидировать его полностью". Симптоматично, что современное руководство РПСЦ укомплектовано представителями именно подмосковной, наименее успешной, "пораженческой" старообрядческой элиты.

А что вообще сегодня может предложить России старообрядчество? Как писал один из обозревателей после избрания Митрополита Андриана: "Вместо хлеба Евангелия - прогорклый камень полемики XIX века". Автор ошибся. Не только хлеба, но даже камня не осталось за пазухой российских старообрядцев. В XVIII - XIX веках старообрядчество рекрутировало значительное число сторонников за счет недовольных официальной, "господствующей" Церкви. Не случайно расколоучители писали: "Плюнь на никониян – от… им токмо менять, купить, да баб блудить". Сегодня ничего из этого репертуара старообрядчество предложить не может. Духовной альтернативой оно уже не является. Есть небольшое религиозное объединение, которое, кланяясь и извиняясь, старается улечься в прокрустово ложе, скорее по недоразумению, чем по умыслу оставленное "старшим братом".

Аналогично выглядит и социальная позиция старообрядцев. В дореволюционной России точкой социального притяжения служили идеи "Божьей правды" в мифологии докрепостнической древней Руси с ее общинным порядками, новгородскими вечами и вольным хлебопашеством. Не служи царю-антихристу, беги на окраины государства Российского, в казачью вольницу ибо "светлая Россия потемнела, а мрачный Дон воссиял правдой и преподобными отцами наполнился".

Сегодня вместо мечты о справедливом старообрядческом Китеже – официозные послания о "ксенофобии" и "цензуре". Они сигнализируют обществу и государству: "Мы здесь, у нас нет никаких посторонних мыслей, будьте уверены, что мы колеблемся только вместе с генеральной линией и готовы выполнить любое важное поручение".

Беда в том, что роль заплаканного просителя у парадного подъезда сегодня никого не может разжалобить, а идеологическая пустота никому не интересна.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]





ссылка на сообщение  Отправлено: 22.07.07 11:55. Заголовок: Re:


Это и есть "судия"? http://anafemat.livejournal.com/967.html#cutid1


Спасибо: 0 
Цитата Ответить





Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.07.07 01:59. Заголовок: Re:


так интересно пишет:

 цитата:
Это и есть "судия"? http://anafemat.livejournal.com/967.html#cutid1



Этот блог открыл Сиверсовец Володька Ачох (Пузанков Татаров). К Вл.Димитрию он отношения не имеет. Так как мы здесь дали информацию о том, что Ачох геронтофил, он беснуется и пишет всякую чушь от имени Владыки Димитрия. Всех, кто хочет читать настоящие послания нашего архиепископа просим заходить на страницу:

http://anafemat.narod.ru/dz.html

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 22
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет