НСФ-2

АвторСообщение
администратор




Церковь: ekklësia РПСЦ + ДЦХ
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.05.08 00:03. Заголовок: Определение никонианства


Никониа́нство (никониа́нский раскол) — отделение от исторической Русской православной церкви части верующих во главе с патриархом московским Никоном и царём Алексеем Михайловичем.

В 1652году московским патриархом стал Никон, новый патриарх публично учил о«погрешительности Русской церкви» и необходимости её «исправления» по греческим образцам. В 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились». В исторические богослужебные тексты было внесено множество новаций, например, в слово «Iсус» была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Iисус». Были введены и другие изменения: традиционные земные поклоны заменены поясными, крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца), а возглас «аллилуйя» во время службы стал произносить не дважды, а трижды.

Все эти нововведения находились в буквальном противоречии с постановлениями Стоглавого собора (1551 год): «А кто не крестится двумя перстами, яко Христос и апостолы, да будет анафема» (Стоглав 31); «…не подобает святыя аллилуии трегубити, но дважды глаголати аллилуия, а в третий — слава тебе Боже…» (Стоглав 42).Патриарху указывали на самочинность таких действий, и тогда в 1654 году он устраивает собор, на котором в результате давления на участников добивается разрешения провести «книжную справу по древним рукописям греческим и славянским». Однако равнение шло не на старые образцы, а на современную греческую практику. В неделю православия 1656 года в московском Успенском соборе была торжественно провозглашена анафема на тех, кто крестится двумя перстами. Позднее уже совершенно никонианский по своему составу т. н. «Большой московский собор» (1666—1667)подтвердил новые формы крестного знамения, и наложил соборную клятву,«вечное отлучение от церкви» на тех, кто впредь стал бы держаться старого исповедания.

Против изменения исторически сложившегося богослужения возражало большинство Русской церкви, в их числе были клирики и даже епископы, но иерархия, за исключением епископа Павла Коломенского, быстро утратила способность к сопротивлению. В ситуации отсутствия правильной иерархии — «церковного вдовства», духовным вождём Русской православной церкви стал протопопАвва́кум. Он и ещё несколько клириков (протопопы Логгин Муромский и Даниил Костромской, поп Лазарь Романовский, дьякон Фёдор и инок Епифаний) возглавили движение за старую веру (старообрядчество).В дальнейшем в силу государственной поддержки церковной реформы имя Русской церкви было закреплено исключительно за сторонниками Никона, а традиционных русских христиан (староверов) стали называть раскольниками и преследовать.

Взгляды Никона (никониан) о какой-то отдельной традиции, в данном случае греческой, как об эталонной,подобны так называемой «трехъязычной ереси» — учениию о возможности существования святого писания исключительно на языках, на которых была сделана надпись на кресте Христовом еврейском, греческом и латинском. В обоих случаях речь шла об отказе от естественной (национальной) формы исповедания христианства. Да и сам факт отказа от национального исповедания был совершенно чужд русскому церковному сознанию, поскольку историческая русская церковность образовывалась на кирилло-мефодиевской традиции. Проповедь солунских братьев созидала славянские церкви,основываясь на обязательном национальном усвоении христианства с учётом не только национального перевода Святого Писания и богослужебного корпуса, но и использовании существующих местных заделов христианской традиции.

В 1971 году собор Русской православной церкви Московского патриархата признал деятельность бывшего патриарха Никона неоправданной, а клятвы «Большого московского собора» «яко не бывшие».Опубликованные исследования А. А. Дмитриевского «Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах» — М., 2004 подтвердили и ранее существовавшее мнение о не аутентичности источников «справы»,заимствования, как оказалось, производилось из новогреческих и униатских источников.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 8
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет