НСФ-2

АвторСообщение
администратор




ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.07 20:23. Заголовок: Размышления Симеона (Дурасова) об анафемах



 цитата:
Размышления об анафемах

Вчера, на второй день после Недели Православия, в течение нескольких часов разные люди дважды задали мне вопрос:

«Как Вы относитесь к идее восстановления в старообрядческой церковной практике «Чина православия» с анафематствованием ересей, и как вообще могло случиться, что такой важный для церковного сознания чин оказался утрачен ревнителями древнего благочестия?»

Не вместо ответа на этот вопрос, а как бы в связи с ним, я хотел бы опубликовать вводную главу статьи, которую писал для Освященного Собора 2005 года, но по некоторым обстоятельствам вынужден был надолго отложить. Предметом обсуждения в этой статье был текст под названием «Чин присоединения к древлеистинной (старообрядческой) Русской Церкви приходящих от никонианской ереси», предложенный на утверждение Собору одним известным старообрядческим священником. Напомню, что ныне в Старообрядческой Церкви повсеместно используется чин, который изложен еп. Арсением Уральским в книге «Чиноприятие от ересей приходящих и Чин святаго крещения» (Уральск, 1907).

С самых древних времен в постановлениях церковных соборов, решавших вероучительные вопросы, догматы веры определялись как в виде положительных утверждений, так и в отрицательной форме – то есть, в виде анафематствования учений неправославных, отвергнутых полнотой Христовой Церкви. Греческое слово «αναθεμα» означает: отлучение, отделение. Западный церковный писатель 5 в. прп. Викентий Лиринский понимает анафематствование как безусловное извержение из Церкви, как крайнюю меру самозащиты Церкви от чуждых учений: «Анафема да будет – да будет, то есть, отделен, отлучен, извержен, чтобы лютая зараза одной овцы не запятнала ядовитой смесью невинного стада Христова» (Памятные записки, 1, 8).

Но распространено было среди христиан и несколько иное понимание этого слова. Иоанн Златоуст, наблюдая, как разделенные ересями и расколами христиане Антиохии с легкостью кляли друг друга, предостерегал: «Изрекаемое тобою слово «анафема» не то ли значит, чтобы такой-то был предан диаволу, не имел участия во спасении, был отвержен от Христа? Но кто ты, присвояющий себе такую власть и великую силу? Тогда сядет Сын Божий и поставит овцы одесную, а козлища ошуюю (Мф 25, 31-33). Почему же ты присвояешь себе такую честь, которой удостоен только сонм апостолов и истинные и во всем точные их преемники, исполненные благодати и силы? И они, строго соблюдая заповедь, отлучали еретиков от церкви, как бы исторгая этим у себя правый глаз, чем доказывается их великое сострадание и соболезнование, как бы при отнятии поврежденного члена. Посему и Христос назвал это отторжением правого глаза (Мф 5, 29), выражая сожаление отлучающих. Поэтому они, будучи строго исполнительными как во всем другом, так и в этом деле, обличали и отвергали ереси, но никого из еретиков не подвергали проклятию… Почему же… ты осмеливаешься делать это, поступая вопреки (цели) смерти Господней, и предупреждаешь суд Царя? (…) Но что говорят люди, способные на всякое зло? Он еретик, – говорят они, – имеет в себе диавола, произносит хулу на Бога и своими убеждениями и суетною лестию ввергает многих в бездну погибели; посему он отвержен отцами, а особенно – учитель его, произведший разделения в Церкви…» И чуть ниже Златоуст отвечает на это выражение непримиримости: «Простри сеть любви, не для того, чтобы храмлющий погиб, но лучше, чтобы он исцелился; покажи, что ты… хочешь собственное благо сделать общим, (…) и таким образом, раскрыв сокровенное, извлеки из бездны погибели погрязшего в ней умом. Научи, что принимаемое им по пристрастию или по неведению за хорошее – несогласно с преданием апостольским. И если человек заблуждающийся примет это наставление, то, по изречению пророка, он жизнию поживет, и ты избавиши душу твою (Иез 3,21); если же он не захочет и останется упорным, то, дабы тебе не оказаться виновным, засвидетельствуй об этом с долготерпением и кротостью, (…) без ненависти, без отвращения, без преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к нему… О сем, говорит Господь, разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин 13,35) , а без нее ни познание таин Божиих, ни вера, ни пророчество, ни пророчество, ни нестяжательность, ни мученичество за Христа не принесут пользы…» (Творения, т. 1, ч. 2, с. 762-764).

Надо признать, что призыв великого святителя не вполне достиг своей цели. В последующие века анафема в церковной жизни применялась все шире. Причина этого – в том, что после вероучительных определений Вселенских соборов, призванных утвердить единство Церкви во всей Римской (позднее – Византийской) империи, государственные власти всегда объявляли о преследовании по закону всех несогласных, угрожая репрессиями до смертной казни включительно. Приходя к православию от той или иной ереси, – по убеждению, или по страху наказаний, – человек произносил анафему на эту ересь, как некую клятву или присягу, признавая, что в случае ее нарушения он подлежит наказанию по закону. Это делалось письменно, по установленной форме, как юридический акт. Вот типичный образец такого формального обещания. Вместе со множеством подобных, он сохранился в составе деяний Эфесского собора:

«Я, Авксоний, филадельфиец, новацианин, познав кафолическую веру… приступил к святой, кафолической и православной Церкви Божией. Анафематствую всякую ересь, особенно новациан… клянусь священною клятвою – именем святой и единосущной Троицы и благочестием и победою владык императоров Флавия Феодосия и Флавия Валентиниана; и если нарушу что-либо (в моей клятве), то да подвергнусь со всем домом моим строгости законов. Под прочитанным мне изложением веры, с которым соглашаюсь, подписуюсь собственной рукою».

Нередко анафема произносилась как личное проклятие, обращаемое на того или иного лжеучителя и всех последующих ему; и опять-таки в форме клятвы юридической. В случае же временного торжества той или иной ереси (например, монофелитов при имп. Констансе или иконоборцев при Льве Исавре) таким же анафемам и, соответственно, репрессиям подвергались исповедники православия. В этом сказывалась оборотная сторона заботы о религиозном единомыслии и защиты правой веры, которая в Средние века считалась одной из главных задач государственной власти.

Древняя Русь в основном унаследовала от Византии ее церковную и юридическую практику. Перешел к нам и обычай анафематствований, которые произносились при переходе из того или иного лжеверия в православную веру. Характерно то, что в русских переводах греческих чинов довольно обычно (даже – как правило) слово «анафема» переводилось: «да будет проклят». Наши переводчики, конечно, знали, что «анафема» не вполне соответствует по смыслу русскому слову «проклятие». В греческом языке есть слово «καταρα», означающее именно проклятие в смысле предания силам ада. И такое проклятие считалось безусловно предосудительным. Тем не менее, слово «проклятие» вошло в нашу практику не случайно, а по определенной последовательности мышления. Древняя Русь представляла собой государство с исключительным господством православной веры, со всех сторон окруженное враждебными иноверными странами и народами. Внутри самой Руси законное существование никаких других религий не предполагалось. Остатки язычества искореняли силой. Ислам (после покорения татарских ханств Поволжья) власти терпели только в тех случаях, когда не видели реальной возможности его преследовать, – во всяком случае, в России 15-17 веков мусульмане не имели никаких гарантий свободного исповедания своей веры. Иноверец почти всегда воспринимался как национальный враг, вероотступник – как государственный изменник, достойный лютой смерти. Переходя на русскую службу и принимая православие, иноземцы давали отречение от прежней веры вместе с присягой на верность русскому царю. Этому акту, можно сказать, сознательно придавался смысл ритуального «заклятия» самого себя. Проклятие делало полностью невозможным и запретным любое общение с прóклятыми, заставляло человека «сжигать за собою все мосты».

По этой же самой логике мышления, на Соборе 1666-1667 годов старообрядцы были преданы проклятию в самых страшных выражениях. Русь впервые столкнулась с проблемой массового разноверия в среде собственно русского народа. И государственная власть, и господствующая иерархия поняли и расценили это только так, как они, в силу сложившейся традиции, могли понимать. Сами взявшись за насильственное реформирование средневекового русского общества, они при этом оставались людьми средневекового же воспитания. Поэтому, в соответствии с еще не изжитыми средневековыми схемами мышления, они объявили староверов врагами Божиими, достойными вечной погибели, и врагами царевыми, достойными всевозможных казней. Характерно, что самые убийственные слова утвержденных собором анафематствований на «раскольников», где на их головы призывались «Каиново трясение и Гиезиева проказа», и участь их полагалась «со Иудою и с распеншими Бога жидами», не были придуманы специально для этого случая, а были взяты из чина отречения «приходящих от жидовства», то есть исходили из уже привычных, древних источников.

Довольно естественно, что по мере культурных изменений, происходивших в России в ходе реформ Петра Первого и в последующее время, проклятия использовались все меньше. Общество становилось все более разнородным в религиозном отношении; русские (во всяком случае, в городах) теперь жили в повседневном бытовом общении с немцами-лютеранами, поляками, евреями, армянами, татарами. Странно, казалось бы, в это время воздвигать стену отчуждения внутри самого русского народа – между теми, кто остался в подчинении господствующей иерархии, и старообрядцами. Но, тем не менее, это отчасти произошло. С одной стороны, старообрядцы были преследуемы как мятежники, ослушники Церкви, и их общественный статус существенно отличался от положения приверженцев «иностранных» или «инородческих» вероисповеданий. С другой стороны, в 18 веке среди самих старообрядцев распространилось мнение о реформах Никона и Петра, как о знамениях пришествия антихриста, а о тех, кто подчинились им, – как о принявших на себя антихристову печать.

Постепенно проклятия на старые обряды и старообрядцев перестали применяться в практике господствующей Церкви. Сам факт их наложения был, конечно, всем памятен, но иерархи прилагали все усилия, чтобы их как-то затушевать или перетолковать. Это понятно: проклятия смущали совесть самих членов господствующей Церкви, особенно единоверцев; проклятия препятствовали эффективной миссионерской работе среди старообрядцев. Поэтому реально в чине присоединения от раскола они в 19 веке уже не использовались.

В это же самое время старообрядцы сохраняли и продолжали разрабатывать «чины проклятия Никоновых ересей». Сохраняется это явление в нашей церковной жизни и поныне. И, если чин отречения, изложенный в потребнике еп. Арсения Уральского, был сокращением прежде существовавшего в рукописях чина, то разработанная теперь редакция чина отречения содержит уже новые, неизвестные ранее статьи. Значит, присоединение без отречений и проклятий у нас по-прежнему считается невозможным. Почему же так? И как поступать будет более правильно и согласно с духом св. Евангелия и с апостольским и святоотеческим преданием?

Вопрос имеет разные стороны, в том числе и психологическую. Малым обществам, которые больше чувствуют на себе влияние извне, чем сами способны оказывать влияние на внешний мир, свойственна большая жёсткость в отношении к чужакам, к оппонентам, чем крупным. Не прошли бесследно и века гонений, память о которых еще до сих пор передается по наследству во многих традиционных старообрядческих семьях. Но главное дело, очевидно, в том, что составители упомянутых чинов находят себе пример для следования и подражания в чинах отречения от яковитской ереси, от латинства, протестантства и других вер, включенных в «Большие потребники» издания патриархов Филарета, Иоасафа и Иосифа. Эти чины обычно рассматриваются у нас как часть святоотеческого предания. Многим кажется, что обойтись при чиноприеме без отречений и проклятий – значит, отступить от предания отцов.

Выше уже было сказано, что применение отречений и проклятий в древней Русской Церкви имело некоторые смысловые отличия от византийской практики. Но даже и то, что между Византией и Русью по этому вопросу было общего, являлось характерным для эпохи средневековых государств с монархом в непременной роли гаранта религиозного единомыслия в обществе. Отделение от господствующей веры в таких обществах всегда влекло за собой изоляцию, резкое отторжение от окружающих и жестоко каралось. Анафема не только в чисто церковном, но и в государственно-юридическом смысле фиксировала это отторжение. Пример Златоуста показывает, что в те времена, когда средневековый порядок отношений между Империей и Церковью еще не вполне сложился, некоторые церковные учители не одобряли применения проклятий даже к уже осужденным еретикам. Это и понятно: в уже цитированном нами «Слове о проклятии» Златоуст подчеркивает, что с легкостью проклинающие других – сами в вере разбираются очень слабо, да и христианскими добродетелями, как правило, не отличаются. Видя, что проклинать кого бы то ни было – нравственно вредно, что это далеко уводит от евангельского духа, великий проповедник решительно осуждает эту привычку.

Итак, обычай проклинать еретиков утвердился в средневековом христианском обществе не по соображениям душеполезности. Он стал некоей мерой общественной безопасности, мерой поддержания в обществе единомыслия. Но надо помнить, что Церковь живет в мире грешном и полном лжи; в этом мире нередко обвинялись в ереси и подвергались проклятию не враги Бога и правой веры, а ее чистосердечные и пламенные исповедники. А народная толпа, послушная приказам властей, с готовностью, с удовольствием проклинала того, кого ей на этот раз велели проклинать. Например, житие прп. Максима Исповедника сохранило яркое описание того, как старца-подвижника, одного из образованнейших и честнейших людей своего времени, с побоями и поруганиями таскали по константинопольским улицам, а верноподданные кесаря, старательно выражая свое «благочестие» и гражданскую лояльность, плевали в него и выкрикивали анафемы. Во все времена находятся люди, которым приятно выместить на беззащитном, преследуемом, опозоренном ближнем чувство собственной униженности, недовольство жизнью и т. п.

Таким образом, как я думаю, имеются основания считать проклятие еретиков в той форме, в какой оно закреплено в древнерусских церковных книгах, отнюдь не существенной необходимостью на все времена, но преходящим, исторически ограниченным явлением жизни Церкви.

Здесь помещено лишь начало работы, которая в своем сегодняшнем, далеко не полном, объеме занимает уже 19 печатных страниц. Если кого-то из посетителей сайта рассматриваемая в статье тема живо интересует, то я мог бы посылать желающим свой текст по электронной почте. Публиковать же его на сайте мне кажется преждевременным до тех пор, пока предложенный проект «Чина» не будет вынесен на открытое соборное обсуждение.

Священноинок Симеон



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 129 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]





ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 22:10. Заголовок: Re:


Миня,я понимаю ваши рассуждения.Но никто греков первым чином не считал,и почему вопрос о греках-еретиках встал только после раскола? почему до этого все молчали,включая прот.Аввыкума? Как вы считаете?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 22:10. Заголовок: Re:


Миня,я понимаю ваши рассуждения.Но никто греков первым чином не считал,и почему вопрос о греках-еретиках вторго чина встал только после раскола? почему до этого все молчали,включая прот.Аввакума? Как вы считаете?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить





Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.07 08:53. Заголовок: Re:


Владимир пишет:

 цитата:
почему до этого все молчали,включая прот.Аввакума?



Потому что до того, как Никон привез из Соловков Арсена-латынника, справедливо осужденного следствием 1649 за ересь сидеть там на покоянии, и начал свою реформу на основании латино-греческой богослужебной традиции, Аввакум и другие стали усиленно протестовать, так как каждый грек до Никона проходил процедуру распросов и испытаний в вере, и не допускался до Церкви без присоединения либо через крещение, либо миропомазание.
С 1439 Русская Церковь никогда не отмалчивалась о униатстве греков. Сама теория Москвы - III Рима обозначила причину гибели Константинополя в 1453 за принятие латинства. Начиная с унии, а точнее, с 1448, Русская Церковь перестала считать греков православными, для чего и стала автокефальной от впавших в ересь.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.07 10:48. Заголовок: Re:


миня пишет:

 цитата:
Начиная с унии, а точнее, с 1448, Русская Церковь перестала считать греков православными, для чего и стала автокефальной от впавших в ересь.


Совершенно не согласен...исторические данные свидетельствуют о другом.Если бы это было так...Но увы...вся причина раскола была именно в том,что греков считали православными.(я говорю о тех,кто не принял униатства)

Спасибо: 0 
Цитата Ответить





Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.07 19:49. Заголовок: Re:


вопрос пишет:

 цитата:
вся причина раскола была именно в том,что греков считали православными



А вы можете аргументировать это противоречащее точке зрения Аввакума и деятелям первых старообрячества, высказывание?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.07 11:45. Заголовок: Re:


Миня,давайте последовательно разберем о каком времени мы с вами говорим.Вы сказали,что греки стали еретиками со времени унии. Я на это возражаю,потому что не все греки стали.Часть греков уклонилось в унию,а часть оставалась православными. Греков-правослвных не принимали по чину еретиков.Они приезжали и присутствовали за службами.Принимали как еретиков только униатов и греков от инославия-отшедших в магометантство при турках. Это доказывается хотя бы приездом Максима-грека-кто его принимал как еретика? а ведь это уже было далеко после унии-через 100 лет.Я сейчас то,что вспомню навскидку привожу.Еще-Иерусалимский патриархат-он находился в молитвенном общении с греками православными-этофакт.Так вспомните-кто ставил патриарха Иону? Кто ставил патриарха Филарета? Царица Ирина брала благословение у патр.Иеремии. Его встречали на белом ослике на Вербное.Это доказывает ,что все патриархаты, кроме латин воспринимались как православные.Еще раз проследите эту связь-Иерусалимский престол имел молитвенное и евхаристическое общение с греческим и в 1600 году. и позднее. Потом было Смутное время и я думаю,что греки были обществом смешенного перстосложения.То есть еретические отступления в православной части ушедшей от унии стали проявляться постепенно-не сразу русские кинулись,что греки стали второчинным сборищем,впрочем,как и все патриархаты.Почему мы говорим только о греках? А Антиохия,а Иерусалим? Они не осудили греков,а осудили Россию за двуперстие.Вспомните письмо греческого патриарха Никону на его вопросы-он там так красочно описывает,что греки всегда крестились тремя перстами,а русские -де новины придумали и это надо пресекать. Поэтому св.прот.Аввакум был прав,когда говорил об утрате греками православия. Но здесь речь идет о другом-В России не было соборно установлено,что греки-еретики первого или второго чина.Именно те греки,которые оставались в Турции и не подчинились католическому папе по унии. Вот именно этот факт и привел Никона к той точке зрения,что как же ПРАВОСЛАВНЫЕ греки крестятся тремя перстами,а мы-двумя.Если бы Никон считал греков еретиками,то ему было бы все понятно.Я еще раз подчеркиваю-на Руси греки-турки считались православными-вот корень всех бед.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.07 19:32. Заголовок: Re:


Владимир пишет:

 цитата:
Часть греков уклонилось в унию,а часть оставалась православными.



Когда Аввакум и другие говорили о ереси греков, они имели ввиду уклонение иерархии в ересь, а не занимались следствием - где, сколько в османской империи осталось православных греков, молящихся по доуниальным служебникам времен Алексея Комнина или Иоанна Кантакузина, ходящих в вязаных православных кукулях, почитающих осмиконешный крест и крестящихся двема перстма.

Владимир пишет:

 цитата:
Греков-правослвных не принимали по чину еретиков.Они приезжали и присутствовали за службами.



Понятие "православный грек" - никонианское. Все греки шли на патриарший двор по прибытии, где должны были продемонстрировать знание православия, а затем их либо крестили, либо вторым чином. Опарина об этом пишет, цитируя источники.

Владимир пишет:

 цитата:
Это доказывается хотя бы приездом Максима-грека-кто его принимал как еретика?



В том то и дело, что Максима Грека приняли как еретика, и собором 1524 отправили на покаяние в Иосифо-Волоколамский монастырь. Сам Максим - типичная судьба эмигранта униатской греции, успел побывать и во Флоренции при Савонароле и Альде Мануции, и католичество принять, и в католическом монастыре подвизаться. Могли ли русские духоносцы игнорировать эти манипуляции...

Владимир пишет:

 цитата:
Так вспомните-кто ставил патриарха Иону?



Патриарха Иова еле возвели в оный сан, с неслабым давлением на восточных патриархов, которые забыли - что титул патриарха должен быть дан митрополиту единственного в мире независимого православного царства.

Владимир пишет:

 цитата:
Потом было Смутное время и я думаю,что греки были обществом смешенного перстосложения.



Как бы там ни было, общество смешанного перстосложения осталось и у нас после 1666 года. Все дело в иерархии, а она - латинская. В Ватикане еще в 1570х была создана специальная семинария для греческих колоний в Порте, и в 1602 в Константинополе вообще заправляли иезуиты.

Владимир пишет:

 цитата:
Почему мы говорим только о греках? А Антиохия,а Иерусалим?



Еще в 1099г, когда был взят Иерусалим и образовались первые крестоносцкие государства, первым делом - были созданы латинские патриархаты. С этого момента, до изгнания латин мусульманами в конце XIII века, плевелы заглушили пшеницу, и весь "православный восток" стал латинским. Надежда на демарш к православию была похоронена в 1204, когда католики поставили точку в существовании независимых от Рима христианских стран (кроме древнерусского государства). Почитайте православную энциклопедию, главу "Антиохийская церковь". Сколько там было латинских патриархов. По этому и евхаристическую связь они между собой имели, молясь перед крыжами по адаптированным мессалам.





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.07 21:49. Заголовок: Re:


миня пишет:

 цитата:
титул патриарха должен быть дан митрополиту единственного в мире независимого православного царства.


всё понял, кроме этого. Кто был нашим предкам что-то должен? С какой стати?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.07 22:31. Заголовок: Re:


Ден пишет:

 цитата:
С какой стати?



Да с той, что Московский государь был единственным в мире защитником православных, как когда - то был император, в царствующем граде которого жил патриарх. А в 1589 - императора не было, в османской империи хозяйничают латынники, вот и пришлось Константинопольскому патриарху признать, что ныне - царствующий град Москва, а не Константинополь, что царь - Федор Иоаннович а не султан, т.е. что 2Х2=4.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 129 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет